Случай 1
На заре моей трудовой деятельности была у нас одна сотрудница в отделе. Опытная, предпенсионного возраста. Всё время была чем-то занята, головы не поднимала. Пишет и пишет. В одну тетрадку, в другую. Таблицы какие-то заполняет, выписки делает.
На поверку оказалось, что 95% её записей - из пустого да в порожнее: она старые отчёты по НИР переписывала. Никто ей этого не поручал и никому это не было нужно. Она просто привыкла имитировать сверхзанятость.
Когда в связи с длительной болезнью её обязанности передали другому сотруднику, выяснилось, что их выполнение занимает примерно 1-2 дня в месяц.
Случай 2
Была и ещё одна ценная сотрудница (действительно ценная и знающая, уважаемая всеми, в том числе мной - не шучу!). Она целый год занималась улучшайзингом одной отчётной формы, которую раз в месяц должны были присылать нам 4 подведомственных предприятия. Согласовывала её со всеми, обсуждала с главным технологом, с начальником отдела, с главным инженером. Усовершенствовала, а потом вела отчётность предприятий по этой форме. Всегда была занята этим вопросом. По моей оценке, 80% её рабочего времени было ему посвящено. Звонила на предприятия, уточняла, переспрашивала, долго что-то подсчитывала на калькуляторе и снова звонила.
Когда она перешла работать в другое подразделение, а её обязанности передали другой сотруднице (не менее знающей, опытной и ответственной), эта "многотрудная" работа стала занимать только один день в месяц. А когда я спросила, почему она так быстро с ней справляется (ведь у всех нас было устоявшееся мнение, что это ну очень трудозатратная задача), она честно ответила, что вопрос этот очень простой, и даже одного дня в месяц на него жалко.
В справедливости её оценки я убедилась на собственном опыте, потому что в дальнейшем и мне довелось тем самым вопросом заниматься. Также мне посчастливилось сопоставить улучшенную форму и ту, которая была до улучшайзинга. В этих формах два столбца поменялись местами, а ещё добавился столбец "Примечание".
Случай 3
Когда после окончания вуза я работала в очень большом и известном проектном институте, была у нас в отделе одна сотрудница. Нет, то есть у нас много сотрудников было.
Но среди всех специалистов она мне запомнилась тем, что выполняла работы одновременно по пяти объектам. При этом все остальные инженеры надрывались на одном объекте. Ну, максимум на двух. А она на пяти. И каждое утро у нас начиналось со скандала, учиняемого главным конструктором и рукгруппы. Якобы она опять что-то не успела, не позвонила, не передала, не согласовала - и т.д.
При этом отмечу, что один из этих объектов вообще в нашем огромном институте выполнялся впервые, то есть проконсультировать по нему в отделе никто не мог. Поэтому Валя (так звали эту женщину) по каждой мелочи обращалась непосредственно к ГИПу, и они решали вопрос совместно - либо выносили его к главному инженеру.
Когда Валя уволилась, её работу равномерно распределили по шестерым оставшимся инженерам группы, каждый из которых под тяжестью этого груза присел.
Случай 4
Работал у нас один специалист по ИТ, которого все вечно шпыняли и всегда были им недовольны. Послушать их - так айтишник наш полная бездарь! Ну вот всё человек не так делает, не то и невовремя!
И никто не замечал, что все компьютеры, вся периферия, ПО функционировало бесперебойно - а если и случались сбои, то устранялись моментально.
Для этого человека не существовало невыполнимых задач в области ИТ, а также во всём, что делается с использованием компьютера. Без разницы - стандартный пакет Office, дизайн, видеомонтаж или что-то ещё. Программный код написать - пожалуйста! Вирус удалить - не вопрос! Перевести из одного формата в другой - моментально! Сверстать плакат или буклет - легко!
Иногда казалось, что у него припасены примочки, позволяющие выполнять всевозможные задачи одним щелчком мыши.
Ни один софт, который он установил, ни разу не слетел (а мог бы, ибо одно время считалось нормальным пользоваться ломанным ПО).
Ни одна выставка, в которой мы участвовали (а их было по 5-6 в год), не обходилась без его участия - как дизайнера. А уж сколько раз он помогал многим сотрудникам установить софт и наладить работу компов у них дома...
Когда он уволился, на его место пришёл другой специалист по ИТ. Его зарплата стала в 2 раза больше, выполнял он только свою работу. Никаких отвлечений на всякую ерунду типа рекламы или помощи сотрудникам, когда они чего-то не умеют.
И да, те вопросы, которые первый айтишник решал одним щелчком, у второго и последующих стали решаться стандартными методами за час-другой.
К чему я это всё говорю?
Да к тому, что когда мы выполняем свою работу профессионально, нас не ценят.
"Ну это же легко - написать программный код"! "Ну, это же легко - письмо мэру"! "А смонтируйте быстренько видео, а нарисуйте плакатик, а то к нам завтра на выставку вице-премьер придёт, что ж мы ему покажем"! "А напишите замечания по программе испытаний, а то срок их предъявления вчера истёк"!
Да, мне это - легко. А вы поручите это сделать кому-то другому. Посмотрим, сколько времени у него это займёт.
Профессионалы знают, как выполнять поставленную задачу. Поэтому и делают всё без затруднений. И они не будут унижать себя имитацией деятельности.
Поэтому создаётся обманчивое впечатление, что они работают недостаточно много, и, соответственно, их труд ничего не стоит. Пусть скажут спасибо, что держим их на работе, не выгоняем на улицу. А то вон: очередь к нам устроиться от самого метро стоит.
И никто так не скажет сотрудникам, изображённым в случаях 1 и 2. Их будут уважать, ценить, повышать по карьерной лестнице и по зарплате.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, не забывайте нажать на кнопочку 👍, расскажите друзьям в соцсетях!