- Ну, ведь у ребёнка должно быть детство.
- Мне что, заставлять его?
- Пусть погуляет, вырастет, ещё наработается.
- Ой, да пусть хотя бы со школой разберётся.
- Ну, может он, постепенно, сам всему научится?
За почти тридцать лет работы со взрослыми людьми, я слышал тысячи детских отмазок. Люди находили "железные", для себя, объяснения, почему их ребёнок, по их же мнению:
- безалаберный
- не самостоятельный
- ничего толком сделать не может
- не знает, как выглядит отвёртка
- не знает, с какой стороны подходить к кастрюле
и многое, многое другое.
Родители говорят о детях, а на самом деле, это только их заслуга в этом.
Родители не берут на себя ответственность за результат. Они не считают это нужным.
Нет, не так. Они даже не задумываются об этом. Они "просто живут". Они "просто воспитывают". И получают, в результате, то, что им совсем не нравится.
Родители говорят:
- Дочка никак не может познакомиться с мужчиной.
- Сын всё никак не может устроиться на работу.
- Сына притесняет начальник, а он не может за себя постоять.
- Дочь совсем не хозяйка. С мужем из-за этого конфликты.
- Дочка всё гулять хочет, развлекаться, отдыхать. А ей уже за тридцать. Семью создать не получается. Говорит, что не знает как это делать и для чего это нужно.
- Сыну двадцать семь. Снимаем ему квартиру. За полтора года у него изломалось всё, что можно. Выключатели не работают, мебель некоторая поломана, ножи тупые, вода течёт. А он не знает, что с этим делать, в растерянности.
И таких примеров тысячи!
Приходит на консультацию мама. Запрос на неумение и даже нежелание двенадцатилетнего сына принимать простые решения самостоятельно.
- А как вы его учите быть ответственным? - спрашиваю.
- Ну, он выполняет обязанности по дому.
- Что делает?
- Ну, когда мусор выносит, иногда прибирать дома поможет. Требую, чтобы вещи на место складывал.
- Складывает?
- Ну, не всегда.
- В чём ещё участвует?
- Ну, что прошу... бывает, что и участвует в общих делах.
Приблизительно такие разговоры у меня бывают в очень больших количествах. И с папами, и в отношении дочерей, и возраст бывает совершенно разный.
Общее только одно — безответственность родителей. Отказ от сознательного обучения ребёнка самостоятельности.
Родители много говорят о свободе, о выборе, о радости детства, о многом говорят. Вот только всё это никак не помогает их ребёнку научиться управлять своей жизнью.
Они вырастают. Они перестают быть детьми. Они становятся взрослыми - растерянными взрослыми.
РАСТЕРЯННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ
Это взрослые с детским поведением. Ведь им не дали вырасти, их осознанию себя, понимать своё хочу, умению выбирать и нести ответ за этот выбор.
Они большие, а всё ждут, что кто-то примет решение, возьмёт на себя, скажет, что нужно делать.
А им не говорят. И тогда они обижаются. Обижаются на всех. На президента, погоду, начальника, жену/мужа.
Они в постоянных претензиях. И, самое главное, они этого не понимают. Не осознают, что их детство ещё не закончилось. Хоть им уже и по тридцать, и по сорок, и уже есть свои дети. А их детство ещё не закончилось. Они ещё ждут.
СОСТОЯНИЕ ОЖИДАНИЯ,
приводящее к разочарованию
Если вы ждёте, значит ждёте от кого-то. Это детская позиция. Позиция маленького/слабого/зависимого/жертвы.
Что можно сделать? Только одно, вырасти. Других вариантов нет.
Это возможно? Да! Сто процентов - да. При стопроцентной заинтересованности.
Владимир Медведев, психолог и многодетный отец
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ:
Из словаря практического психолога, С.Ю. Головин
Обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:
1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;
2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ:
Из Большой энциклопедии по психиатрии, В.А. Жмуров
1. черта личности, характеризующая тенденцию к самодетерминации поведения, автономии, относительной независимости от случайных внешних и внутренних обстоятельств и влияний. Тенденция к самостоятельности у детей заявляет о себе в полный голос в возрасте около 2-х лет, знаменуя тем самым окончательную консолидацию сознания собственного Я;
2. вообще – характеристика любой системы, отдельные части которой функционируют, подчиняясь целому, обнаруживая тем самым всеобщую совместимость, интегрированность всех образующих эту целостность компонентов.
Синоним: Внутренняя согласованность (применительно к структуре опросника или теста).
* * * * * * * * * *
Статьи на эту и похожие темы:
КАК УСПОКОИТЬ ПЛАЧУЩЕГО РЕБЁНКА? Психолог и многодетный отец рекомендует.
ОТЕЦ и СЫН, ценность отношений
Мой ребёнок никак не может уснуть.
ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ или как воспитывать нельзя
Примеряя обувь взрослого - родительский пример помогает детям или вредит
Как взрослые программируют детей стать неудачниками
ВОСПИТАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОСУЖДЕНИЯ или HOMO REUS / ЧЕЛОВЕК ВИНОВАТЫЙ
Дети, это желание + целеустремлённость.
«Квартирные дети» или «У МАМЫ В СУМКЕ»
Самостоятельность у детей - как и чем можно повлиять на развитие ребёнка
ДЕТЯМ ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО — так выбираем то, чем они будут заниматься
Эти и другие статьи в тему психологии детей, воспитания и развития, вы найдёте у меня на канале. Подписывайтесь!
Канал многодетного отца и психолога: Владимир Медведев
* * * * * * * * * *
Статья откликнулась, затронула - ставьте лайк.
Хотите читать другие статьи - подписывайтесь.
Желаете развития каналу - делайте репост статьи.