Найти тему
ART FLASH Magazine

Игра престолов: символика тронов – вымышленных и исторических

Оглавление

От Железного трона до двойного престола Иоанна и Петра из Оружейной палаты.

Железный трон

Игра престолов – будем говорить о ней не просто как о сериале, а как об истории о королях, народах и их судьбах – в основе своей имеет довольно безыскусную идею. Идею власти. Эта идея лежит в основе любого решения героев: практически с первого сюжетного поворота и до финала все действия, в том числе и магического толка, направлены на получение власти любой ценой. Жестокие битвы короля с королём, распри лорда с соседом – во всей кровавой коллизии ориентиром, центральным символом власти и самой вожделенной вещью оставался Железный трон. Идея отражена в самом названии: игра в престолы или с престолом, или друг с другом, где финальный приз – трон, обладание им.

Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»

Если посмотреть на Железный трон – главный предмет борьбы героев сериала «Игра престолов» (о тайном смысле костюмов персонажей читайте здесь), то мы увидим, что он и вправду состоит из тысячей мечей поверженных врагов и буквально сделан из железа. Это служит красноречивым ответом на вопрос, какая это власть – централизованная, жестокая, воинствующая. Главное оружие человека – меч, и он согнут, сломлен и больше не способен защищать. В этом есть и более глубокий смысл: сломить не только военное сопротивление, но и волю побеждённых. Трон всегда служил главной цели – презентации власти и её главных идей, и «Игра Престолов» не стала исключением. Но если обратиться к реальной истории, то какие примеры мы можем увидеть?

Удивительно, но в жизни, как и в вымышленной «Игре престолов»  происходит то же самое. Правители, пусть и искренне, но всё же играют, но только уже на уровне мировой истории. Они выбирают себе идеалы для подражания,  решают чьим восприемником стать, думают, по какому историческому пути повести государство. Любой правитель стремится окружить себя символикой и атрибутами власти. Всё это демонстрирует окружающим его статус, взгляды и политические ориентиры, будь то приём иностранных послов или обращение к собственному народу.

Наполеон I

Завоеватель выбрал для себя трон римского императора, и это не было случайностью. Римская империя, простиравшаяся от Британии до Марокко, от Испании до Персии, была величайшим государством. Никогда больше на территории Европы не будет существовать государство, в котором Средиземное море было бы расположено буквально среди земель. Стилистика тронов, создаваемых для Наполеона, постепенно отказывается от формы монументального парадного кресла и обращается к памяти Рима и его культуры. Власть – это не только меч, власть ­– это господство. И память римского господства для Европы на тот момент была очень сильна.

Наполеон намеренно выбрал за образец трон римского императора: так он демонстрировал выбранную идеологию. Вдохновленные римскими образцами произведения искусства того времени отражают идеи имперства, безграничного господства власти и военной мощи. Даже название стиля Ампир, переживавшего свой расцвет при Наполеоне, происходило от римского «empire» – «империя». Именно поэтому троны Наполеона всегда имели богатый декор, состоящий из прямых заимствований античных образцов. В изобилии присутствовала богатая резьба по дереву, позолота, символы власти, образы химеры, сфинкса, льва, орла.

Трон Наполеона I, Сенат, Люксембургский дворец. Источник: SENAT
Трон Наполеона I, Сенат, Люксембургский дворец. Источник: SENAT

Знаменитый живописец того времени Давид, мастер французского неоклассицизма, написал парадный портрет Наполеона I с атрибутами власти. На правителе – лавровый венок, со времен античности символизировавший победу и власть. На его плечах – парадная пурпурная мантия, в руках – регалии. Позади изображен трон, и весь его декор вторит идее имперского величия: красный с золотом бархат, богатая резьба, позолота, ножки выполнены в виде фантастического животного, внизу имеющего львиную лапу. Подобные прототипы напрямую встречаются в мебели древнего Рима.

«Портрет Наполеона I», Жак-Луи Давид (1807 год). Источник: Harvard Art Museums
«Портрет Наполеона I», Жак-Луи Давид (1807 год). Источник: Harvard Art Museums
Фрагмент мраморного стола. Ножка в виде льва. Древний Рим, около II в. н.э. Источник: CHRISTIE'S
Фрагмент мраморного стола. Ножка в виде льва. Древний Рим, около II в. н.э. Источник: CHRISTIE'S
Фрагмент мраморного стола, боковая часть. Древний Рим, I - II в. н. э. Источник: CHRISTIE'S
Фрагмент мраморного стола, боковая часть. Древний Рим, I - II в. н. э. Источник: CHRISTIE'S
Трон Наполеона I. Дворец Фонтебло. Источник: Pinterest
Трон Наполеона I. Дворец Фонтебло. Источник: Pinterest

Существует несколько тронов Наполеона, и все они отвечают всё той же идее презентации имперской власти. И как и прежние, этот трон выполнен в духе древнеримской мебели. Ножка целиком представляет собой антропоморфную фигуру, форма трона по-военному проста, однако приёмы декорирования – активная резьба по-дереву, золочение, бархат и вышивка золотом – придают ему необходимую парадность.

Трон Иоанна и Петра из Оружейной палаты

Двойной трон для двух наследников сразу, венчанных на царство по древнему обычаю. Какая же идея была взята за основу образа? Просечной металл, золочение, богатая растительная орнаментика, лёгкий киворий (сень над престолом, поддерживаемая колоннами – прим.ред.) над ним – всё это не имеет ничего общего с римским троном. Здесь трон – это представление России о троне Третьего Рима, а центральной идеей выступает мысль о том, что Россия – единственный восприемник великой Византийской Империи. Для воплощения этой идеи выбирались и подходящие материалы и техники: серебро, позолота, вышивка золотом по бархату. Напоминающие Византийские орнаменты полупрозрачные ажурные формы легко стали основой монументального произведения искусства.

Сень над троном свидетельствует о персоне правителя как о избраннике не только народном, но и Богом – ведь царей венчали на царство в храмах, а первоиерарх совершал помазание миром. Важно понимать, что этот древнейший обряд, описанный еще в библейских текстах, сохранился и, став традицией, сопровождал коронационный обряд много столетий. Помазание елеем становило символом передачи  человеку высшей власти и ответственности. Идея сакральности власти подчеркнута и тем, что сень происходит из христианской традиции организации литургического пространства и обычно располагается на особо почитаемыми святынями и иконами или над алтарем.

Таким образом, чуть вглядевшись в детали, мы можем наблюдать очень важные явления. Они связаны с взаимодействием смыслов, исторических событий с образами, через которые история говорит с нами. Каждая эпоха выбирает в качестве инструмента самопрезентации ту или иную стилистику. Ссылаясь на различные архитипические основы, эпоха порой может рассказать о себе больше, чем учебники истории или архивные документы.

Двойной трон. Москва, Мастерские Московского Кремля, 1682–1683 гг. Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу (Петру I). Источник: Музеи Московского Кремля
Двойной трон. Москва, Мастерские Московского Кремля, 1682–1683 гг. Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу (Петру I). Источник: Музеи Московского Кремля
Капитель. Византия, VI в. Музей изящных искусств. США. Бостон. Источник: Museum of Fine Arts, Boston
Капитель. Византия, VI в. Музей изящных искусств. США. Бостон. Источник: Museum of Fine Arts, Boston

Этот архитектурный элемент демонстрирует излюбленный приём византийских мастеров – сквозную резьбу по мрамору. Тяжесть и плотность материала умело преодолевается, и растительный орнамент кажется ожившим и лёгким. В подобной манере работали с металлом и московские мастера, вдохновляясь работами византийских художников.

Христос коронует императора и императрицу. Южная Италия,  X в. Италия, Флоренция, Национальный музей Клюни. Источник: MUSÉE DE CLUNY
Христос коронует императора и императрицу. Южная Италия,  X в. Италия, Флоренция, Национальный музей Клюни. Источник: MUSÉE DE CLUNY

Эта костяная пластина изображает императора и императрицу, которых коронует сам Христос: на них надеты богатые венцы и церемониальные одежды, а над фигурами изображена богато украшенная сень. Таким образом показано величие императора и императрицы, особый статус и божественное происхождение данной им власти.

Золотой крест. Византия. VI-XVII вв. Метрополитен-Музей, Нью-Йорк, США. Источник: The Metropolitan Museum of Art
Золотой крест. Византия. VI-XVII вв. Метрополитен-Музей, Нью-Йорк, США. Источник: The Metropolitan Museum of Art

Эта вещь прекрасно демонстрирует византийскую манеру работы с металлом. Похожие орнаментальные мотивы можно увидеть и в стилистике двойного трона из Оружейной Палаты.

Оригинал публикации ищите в блоге ART FLASH

Читайте также:

-12

Размышляя о счастье // Отрывки из книги Кристофа Андре «Искусство счастья»

-13

Тайный смысл костюмов персонажей «Игры престолов»

Музеи
137 тыс интересуются