Найти в Дзене
ФабМир

Огромное вращающееся сооружение, которое поднимает корабли — Фолкеркское колесо

В странах с развитым речным судоходством при наличии неровного рельефа местности нередко возникает проблема, связанная с прохождением шлюзов. Сильные перепады высот заставляют возводить целые каскады гидротехнических сооружений, из-за чего на небольшое расстояние в несколько километров приходиться тратить до полусуток. Подобная ситуация существовала в Шотландии на каналах, соединяющих Эдинбург с Глазго.

Решение задачи с судоходством старым способом привело к появлению 11 шлюзов, на преодоление несчастных 3 км пути от речки Фос до городка Фолкерк уходило около 9 часов. В 1930-х поддержание такой системы посчитали нерентабельным делом, и шлюзы были разрушены.

-2

Только в 1990-х власти Шотландии вновь возвратились к проблеме возобновления навигации, но уже с использованием инновационных технологий. В результате был разработан интереснейший по исполнению проект «Миллениум Линк» стоимостью почти 85 миллионов фунтов, успешная реализация которого спустя 12 лет привела к появлению удивительного Колеса Фолкерк.

-3

Внешне судоподъемник выглядит необычно. Гигантские ковши, в которые заходят суда, требующие транспортировки, напоминают скрещенные кельтские топоры. Вращение колеса осуществляется за 15 минут, после чего створки открываются, и корабли продолжают путь на нужном уровне.

-4

Вес подвижных кессонов уравновешивается водою, поэтому на приведение махины в движение затрачивается совсем немного энергии – около 1,5 кВт.

-5

Кстати, из-за соседства Колеса Фолкерк с остатками исторического сооружения Стены Антонина (142 г н. э.), пришлось возводить подземный 145-метровый туннель, для соединения судоподъемника с каналом Юнион.

-6

Несмотря на внешнюю сложность конструкции, изготовители неимоверного 35-метрового Колеса Фолкерк дали гарантию на основные элементы сооружения 120 лет. Объем каждого кессона – около 360000 л при длине сооружения 21,33 м.

Под верхним каналом.
Под верхним каналом.

Ширина вращающегося «кельтского топора» – 6 м. Конструкция способна перемещать суда водоизмещением до 200000 л, имеющие посадку до 1,37 м.

-8

Желая быстрее отбить затраченную на проект «Миллениум Линк» солидную сумму, власти устроили на судоподъемнике аттракцион. Прогулочные кораблики совершают регулярные рейсы на Фолкеркском колесе, осуществляя за час два оборота в обе стороны.

Если вам интересна тема необычных судоподъёмников, можете почитать про самый высокий в мире вертикальный судоподъёмник и про громадный "лифт" для кораблей на Енисее.

-9

Пожалуйста, не забывайте ставить лайк 👍 и подписываться, если нравятся публикации.