Найти тему
Правовой совет

Что положено пассажиру при задержке авиарейса?

Оглавление

Задержка рейса — неприятность, которая может случиться с каждым. На что могут рассчитывать авиапассажиры в этой ситуации.

Задержка или отмена рейса может испортить ещё не начавшееся путешествие. В такую ситуацию может попасть каждый из нас, ведь ежемесячно только в России отменяется до 70 тысяч рейсов, а число задержанных приближается к 500 тысячам. Но попав в подобную ситуацию, не нужно ждать милости от перевозчика, чтобы «хоть как-нибудь улететь». У пассажиров есть права, а у авиакомпании обязанности по отношению к пассажирам.

Отказ от полета и возмещение убытков

Вне зависимости от причины задержки рейса, авиакомпания обязана сообщить об этом пассажирам заранее всеми доступными способами. Самый оптимальный вариант — рассылка СМС-сообщений или писем на электронную почту. То есть пассажиры не должны узнать о том, что им не стоило торопиться на свой рейс, только в аэропорту. Перевозчик обязан предупредить не только о самом факте задержки, но и сообщить на какое время задерживаются вылет либо прилет, а также постоянно информировать обо всех изменениях.

Пассажиры, у которых задержали рейс имеют право отказаться от перелета. При этом авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время задержки не установлено. Пассажир может потребовать от туроператора возврата средств за все оплаченные, но неиспользованные услуги.

Важно:

Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.

Авиакомпании часто предлагают перелет другим самолетом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае речи ни о какой доплате быть не может. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, которая должна была выполнить рейс изначально и продала на него билеты.

Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.

Компенсации и штрафы

Законодательством установлено, что авиакомпания-перевозчик уплачивает пассажиру штраф, если по его вине произошла:

  • задержка отправления пассажира;
  • задержка отправления самолета;
  • опоздание прибытия самолета.
Эти правила не распространяется на случаи, если задержки связаны с нелетной погодой либо обстоятельствами непреодолимой силы.

В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».

Полчаса до рейса

Известен случай, когда самолет авиакомпании Air Canada застрял в промежуточном городе из-за непогоды. И пилот, чтобы приободрить пассажиров, заказал пиццу прямо на борт. Он сделал это по собственной инициативе. В России авиакомпания, которая вовремя не отправила пассажиров, должна предоставить им набор сервисов в аэропорту. В зависимости от срока ожидания пассажир может рассчитывать на:

  • бесплатное хранение багажа;
  • предоставление комнаты матери и ребенка детям до 7 лет и сопровождающим лицам;
  • два бесплатных телефонных звонка или две отправки сообщений электронной почтой;
  • прохладительные напитки при задержке от 2 часов;
  • бесплатное горячее питание при задержке авиарейса от 4 часов, в случае длительной задержки через каждые 6 часов;
  • бесплатное размещение в гостинице при задержке более 8 часов (более 6 часов в ночное время);
  • бесплатный трансфер в гостиницу и обратно в аэропорт.

Эти требования должны соблюдаться авиакомпаниями вне зависимости от того, произошла задержка или перенос рейса по их вине или по независящим от них обстоятельствам.В случае, если перевозчик их не выполнил, пассажир может оплатить такие услуги самостоятельно, а потом потребовать компенсации потраченных средств, подтвердив расходы чеками.

Что делать в случае задержки рейса

  • Найдите представителя авиакомпании (он может стоять у стойки регистрации, кассе в аэропорту, у вашего гейта). Не можете найти — позвоните в авиакомпанию.
  • Поставьте отметку у сотрудника перевозчика о том, что рейс был задержан по вине авиакомпании.
  • Собирайте все чеки и документы подтверждающие, что вы платили за еду, напитки и проживание во время ожидания рейса.
  • При первой возможности напишите заявление в авиакомпанию и приложите к нему чеки. Некоторые авиакомпании предоставляют возможность оформить заявление прямо у них на сайте, в этом случае все чеки и документы нужно отсканировать и прикрепить к заявлению.
Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Задать вопрос юристу