Задолго до того, как роспись текстильных изделий причислили к духовному наследию человечества, в одном азиатском городе, что давным-давно возник на пересечении торговых путей, родилась девочка. Она появилась на свет в семье художника. Родители нарекли её именем, в котором брали своё начало самые важные качества: уверенность, доверие и верность.
Шли годы, девочка росла, и шаг за шагом приближалась к тому, чтобы радовать людей и палитрой своих эмоций писать захватывающие дух и воображение полотна.
Теперь у неё самой уже дети, есть и внуки. Её работы – в частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Берлина, Дельменхорста, Италии, Англии, Пакистана и Америки. Её творчество стало неотъемлемой частью русского уездного города с богатой историей и культурными традициями, а жизненный путь – вдохновением для многих.
Однако день нашего свидания назначен. Мы направляемся в город, что назван в честь святых Бориса и Глеба, и везём с собой надежду на радушную встречу с Верой Ватагой – художником, что с легкостью повелевает стихией цвета!
В этом путешествии мы вновь с нашими неизменными шерстяными попутчиками. Валенки из Царства Шерсти (г. Бобров, Воронежская область), добротно сваляны из овечьей шерсти и с изяществом украшены рисунками, бисером, вышивкой и яркими лентами в мастерской народного мастера Воронежской области Романа Дмитриева.
А вы знали, что сувенирные валенки-шептуны из Царства Шерсти в 2016 году заняли 1-ое место на Всероссийском фестивале-конкурсе, что прошел в славном городе Ярославле?
Они победили в номинации «Сувенир туристического маршрута». Вот, теперь – знайте! Потому весь ассортимент мастерской Царства Шерсти имеет законное основание быть в списке ваших сувениров, привезённых из города Воронежа. И Бобровские Валеночки вам, как говориться, на добрую память…
На календаре 1959 год. Душанбе, Таджикская ССР. Нашей героине всего 20 лет. Она только что окончила Душанбинское художественное училище имени Мирзорахмата Олимова. В нём готовили учителей рисования и черчения для таджикских школ. В одной из таких школ и начала преподавать Вера Ватага. Но как ни старалась она передать ученикам свою любовь к рисованию – ничего не выходило. Возможно, ей не хватило тогда педагогического опыта. А, может, потомкам самого древнего коренного народа Центральной Азии это казалось ненужным?
Так и появилась новая строка в её трудовой биографии: место работы – авторемонтный завод № 3, должность – художник-оформитель. А чего? Работа нормальная. Рисуй себе агитационные плакаты да пиши напутственные лозунги. Один из них, полагаем, ещё долго навещал в ночных кошмарах её прежнего руководителя. Букв в лозунге немного. Но, стоит утратить одну, и вот уже в него врывается правда жизни. Экономьте материлы, сырьё и топливо! Конечно же, речь шла о «материалах». Но «материлы», согласитесь, всё-таки ближе к специфике авторемонтного завода. Так уж сложилось в подсознании художника…
Конечно же, не проявленное Верой Ватагой вольнодумие стало прологом к её поиску нового места работы. Художник должен творить. Её папа – заслуженный деятель искусств Таджикистана, подсказал дочери новую сферу приложения её таланта и трудолюбия. Она прошла требовательный отбор. И вот уже Вера Ватага с наслаждением рисует в выставочных павильонах, только что открывшегося в Таджикистане филиала ВДНХ.
А потом внезапно заболела мама. И надо было выбирать между заботой о близком человеке и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка. Выбор Веры Ватаги был очевиден. Но надо было где-то брать средства. Вновь новая работа в художественном фонде при Союзе художников Таджикистана. График чуть свободнее, зарплата – сдельная. Так вышло, что участие в кооперативном движении для нашей героини началось гораздо раньше, чем оно широко развернулось на просторах нашей стране.
Вот как вспоминает о тех счастливых днях её подруга и бригадир Мехриниссо Насырова: «Верочка запомнилась, как прекрасный человек и художник. Это было незабываемое время, когда приходилось выполнять срочные правительственные заказы. Работали даже по ночам, но дружно, весело, в удовольствие, а самое главное – творчески!». Идиллия продолжалась вплоть до перестройки...
И вот уже у власти Горбачев, и в мастерской, сплошь пахнущие свежими красками, плакаты про нерушимую дружбу народов, про ускорение, гласность и перестройку. Шло время, ручеек идей о сохранении былой целостности Советского Союза у руководства страны всё же иссяк. А вместе с ним, иссякли и заказы для бригады Веры Ватаги, в которой были две её подруги, тоже художники.
Плакать – не время. Надо было выжить. Наталья Шелухина была в те годы не только верной подругой, но и идеологом всей бригады. Это именно она привезла из Ленинграда новомодное в те годы увлечение: роспись по ткани. Так в творческой жизни Веры Ватаги началась эра батика. Эта технология в те дни была под большим секретом. Но талантливым художникам удалось её разгадать. Казалось, их радости не было предела, когда с колышущимися на руках расписными занавесками, они носились по помещениям своего фонда, чтобы все могли увидеть их завораживающую работу.
Позже жизнь познакомила с художником Неллей Фроловой, а вместе с ней появился заказ длинною в километр. Его надо было расписать к сроку. Бригада художников Веры Ватаги выступила в качестве подмалёвщиков. Они освоили технику и узнали: как должна ложиться краска, и как должен наноситься резервом основной рисунок.
Так распорядилась судьба, что на своём веку Вера Ватага пережила две войны: ребёнком – Великую Отечественную и мамой двух дочерей – гражданскую в Таджикистане.
В эти июньские дни, 27 лет назад, в бывшей республике СССР началось то, что до сих пор не поддаётся здравому смыслу. Безнаказанная жажда чужой крови и всепоглощающий хаос обратил в бегство почти две сотни тысяч русскоязычных жителей Таджикистана и заставил их искать мира и крова в России.
Среди здравствующих ныне жителей Борисоглебска есть те, чьи судьбы схожи с судьбой Веры Ватаги. Те, кому удалось пройти все круги душанбинского ада и чудом уцелеть. Непостижимым остаётся то, как преодолев такие испытания бесчеловечностью, Вера Ватага сохранила в себе силы и способность видеть в людях и в мире прекрасное. И замечать жизнь во всём многообразии её цвета.
Даже в стеснённом пространстве общежития дорожного техникума Борисоглебска, где в двух маленьких комнатках поначалу она ютилась с мужем и двумя дочерьми, она находила время, место, а самое главное силы для своего лучезарного творчества.
На календаре 2019 год. Борисоглебск, Россия. До 80-летия нашей героини – рукой подать. За накрытым столом на уютной кухне Веры Ватаги журчит ручеёк нашего задушевного разговора. О чём он? Конечно же, о жизни.
О радостях обретения и необратимости потерь. О дороге к вере и Богу. О судьбах взрослых дочерей и о надеждах, связанных с подрастающими внуками. О любимом, неповторимом и единственном муже. Об истории её предков. О верных подругах и породнившихся с ней учениках. О путешествиях по Европе и о щемящей ностальгии по ставшему родным Борисоглебску.
Жизнь любит Веру Ватагу и продолжает вести её дорогой трудного человеческого счастья. Хранит её оптимизм и искренность, оберегает от разрушительной силы времени.
И каждое мгновенье так и норовит показать миру: сколько же в Вере солнца, а солнцу – сколько в нём Веры!
Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019
Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко
Продвижение проекта: Дмитрий Мануков
Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019
Фото: из семейного архива Веры Ватаги, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019
Попутчик проекта: Валенки из Царства Шерсти (г. Бобров, Воронежская область).