Казахстанское содержание – процентное содержание задействованных при исполнении договора о государственных закупках казахстанских кадров от общего количества задействованных кадров или стоимости товаров, работ, услуг отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ, услуг, приобретаемых как напрямую, так и посредством заключения договоров субподряда, от общей стоимости товаров, работ и услуг потенциального поставщика.
При наличии понятия казахстанского содержания порядок его определения отсутствовал, и 27 января 2009 года Президент РК подписал Указ № 733 «О некоторых вопросах казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг, приобретаемых организациями и государственными органами» (далее – Указ). В Указе была утверждена единая методика расчета организациями казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг (в целях повышения доли казахстанского содержания при закупках товаров, работ и услуг организациями и госорганами, а также упорядочения деятельности госорганов в данной сфере).
Во исполнение Указа и норм Закона 2007 года было принято постановление Правительства РК от 20 марта 2009 года № 367 «Об утверждении Единой методики расчета организациями казахстанского содержания при закупке товаров и услуг», которое просуществовало чуть более года и утратило силу постановлением Правительства РК от 20 сентября 2010 года № 964 «Об утверждении Единой методики расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг» (далее – Постановление 964).
С января 2012 года понятие «казахстанское содержание» во всех НПА было заменено на «местное содержание».
Таким образом, с 2009 года и до июля 2015 года обязанность по расчету местного содержания распространялась:
- на государственные органы, государственные учреждения, а также государственные пред-приятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, осуществляющие приобретение товаров, работ и услуг в соответствии с Законом РК «О государственных закупках»;
- национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, их дочерние и аффилированные компании, иные юридические лица с участием государства;
- недропользователей и (или) лиц, уполномоченных недропользователями осуществлять закупку товаров, работ и услуг в соответствии с Законом РК «О недрах и недропользовании»;
- организации, закупки товаров, работ и услуг которых подлежали мониторингу местного содержания в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РК;
- концессионеров.
С момента вступления в силу приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 30 января 2015 года № 87 «Об утверждении Единой методики расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг» (далее – Приказ 87) и до принятия нового Закона РК от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» ситуация с расчетом местного содержания была двоякой.
Неоднозначность действующих норм заключалась в изменении круга лиц, обязанных осуществлять расчет местного содержания по единой методике согласно Приказу 87:
- государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, осуществляющие приобретение товаров, работ и услуг в соответствии с Законом РК «О государственных закупках»;
- национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, их дочерние и аффилированные компании, иные юридические лица с участием государства;
- недропользователи и (или) лица, уполномоченные недропользователями осуществлять закупку товаров, работ и услуг в соответствии с Законом РК «О недрах и недропользовании»;
- организации, закупки товаров, работ и услуг которых подлежат мониторингу местного содержания в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2009 года № 366 «Об утверждении перечня организаций, закупки товаров, работ и услуг которых подлежат мониторингу казахстанского содержания»;
- концессионеры.
С одной стороны, Закон 2007 года содержал только понятие местного содержания, а обязательность его расчета была установлена Постановлением 964 и технической стороной веб-портала государственных закупок. В Приказе 87 госорганы и госучреждения были исключены из списка, но при этом технически веб-портал государственных закупок не делал разделения – заполнять информацию о доле местного содержания вплоть до января 2017 года приходилось всем заказчикам без исключения.
Новым Законом РК от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» понятие местного содержания было исключено, и осталось только понятие национального режима.
Национальный режим – режим, предусматривающий допуск товаров, работ, услуг иностранного происхождения и потенциальных поставщиков, предлагающих такие товары, работы, услуги, к участию в государственных закупках на равных условиях с товарами, работами, услугами отечественного происхождения и потенциальных поставщиков, предлагающих такие товары, работы, услуги, если требование о предоставлении такого режима установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Из законодательства о государственных закупках были исключены все нормы, касающиеся преимущества отечественных производителей, а позже, с 1 января 2017 года, в связи с переходом веб-портала государственных закупок на новую платформу стало возможным предоставление информации о доле местного содержания самими поставщиками в электронном виде.
В силу положений Приказа 87 поставщики не обязаны рассчитывать долю местного содержания, но как участники государственных закупок в силу нормы, установленной в пункте 426-3 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – Правила), поставщики после полного исполнения договорных обязательств одновременно с актами приема-передачи товаров, актами выполненных работ, оказанных услуг обязаны направить заказчику посредством веб-портала утвержденный электронной цифровой подписью отчет о местном содержании в товарах, работах, услугах по формам согласно приложениям 22-4 и 22-5 к Правилам.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что отчет о местном содержании в товарах, работах и услугах является одним из документов, предшествующих оплате, он обязателен, и требование наличия данного отчета в государственных закупках необходимо:
- для мониторинга и (или) контроля соблюдения обязательств по закупкам в части местного содержания;
- определения степени вовлеченности отечественных предприятий в поставки товаров, работ и услуг;
- оценки уровня конкурентоспособности отечественной промышленности.
Таким образом, мы выяснили важность предоставления сведений о доле местного содержания в поставляемых товарах, выполняемых работах или оказываемых услугах.
Расчет местного содержания в товарах:
Расчет местного содержания в работах и услугах:
К сожалению, многие поставщики в силу различных обстоятельств относятся к данному вопросу халатно. Если в товарах наличие доли местного содержания обусловлено наличием или отсутствием сертификата СТ-KZ, то в работах и услугах, необходим расчет, который в большинстве случаев делается формально или вовсе не делается, а доля местного содержания проставляется как 100 %. Такой подход приводит к искажению сведений о доле местного содержания в проведенных государственных закупках, но ответственности за некорректную информацию (отчет) поставщик в данном случае не несет.
Е. Г. Клопова