Найти в Дзене

Мистический мир Врубеля.

Михаил Александрович Врубель (5(17) марта 1856 - 1 (14) апреля 1910).
Многогранный мир живописи Врубеля не отображается лишь, в одном жанре и виде. Художник работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Его художественный мир загадочен и мистичен, если ничего не знать о личности кроме его картин, то можно

Михаил Александрович Врубель (5(17) марта 1856 - 1 (14) апреля 1910).

Многогранный мир живописи Врубеля не отображается лишь, в одном жанре и виде. Художник работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

-2
-3
-4

Его художественный мир загадочен и мистичен, если ничего не знать о личности кроме его картин, то можно сказать, о том что он был скрытый и достаточной тяжелый человек - так называемый Демон которого он изображал. Но по словам его современников это было, совершенно ни так. Ничего демонического в его характере, или внешности не было совершенно.

Учившись на юридическом факультете, он подробно изучал философский мир, особенно труды Канта и вся философская сущность отображалась на его работах. Хотя потеря матери из-за чахотки в 3-х летнем возрасте это тяжёлый кризис для ребенка, на строения и созревания его мистических образов в будущем это не отобразилось.

Натурщица в обстановке Ренессанса
Натурщица в обстановке Ренессанса
 Гамлет и Офелия. Второй вариант (1884).
Гамлет и Офелия. Второй вариант (1884).
Красный цветы и листья бегонии. Этюд
Красный цветы и листья бегонии. Этюд

  Поскольку, искусство овладело им полностью,  Врубель рисовал, рисовал и рисовал иногда по 10 и 12 часов без перерыва, на полотнах, холстах обычной бумаге. Он выливал весь культурный слой натуры и души.

Его загадочный лиризм отображается, также в работах Кирилловского монастыря под Киевом. Одной из самых характерных композиций стала фресках на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов». Уловленные черты византийского искусства отобразились в синих, золотых тонах, а саму работу Врубель создал в течение одного лета без предварительных эскизов и зарисовок.

Воскресение. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
Воскресение. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
 Сошествие Св. Духа на апостолов
Сошествие Св. Духа на апостолов
Богоматерь с младенцем.
Богоматерь с младенцем.
…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.  Демон сидящий. 1890
…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами. Демон сидящий. 1890
-12
Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова, 1908
Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова, 1908

В 1896 году Врубель женится на молодой и красивой Надежде Ивановне Забеле. Родственники Забелы выступали против его: разница в возрасте (ему 40 лет, а ей 28), а также постоянная тяга к алкоголю, беспорядочное отношение к деньгам, но венчание состоялось. И супруга работавшая в оперном театре, часто кормила мужа.

М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года
М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года
-15

Врубель обожал жену, она была его муза и часто изображал ее образ на своих картинах, с нежностью, легкостью и влюбленностью он нарисовал свою знаменитую «Царевну Лебедь» - поэт Александр Блок любил очень данную картину и держал репродукцию в кабинете (Шахматово).

Царевна Лебедь. 1900
Царевна Лебедь. 1900

Несмотря на свой великий дар при жизни Михаил Александрович Врубель не был понят, это отобразилось на психическое равновесие художника. Работая год по 14 часов без отдыха и выхода на свежий воздух над своим величайшим полотном - «Демон поверженный», (размеры 139*387 см.) он тем самым подрывает себе здоровье.

-17

После окончания над этой работой он впал депрессию, у него начались расстройство психики. Лечение не помогало, шла лишь деградация, его разговоры об искусстве становились мрачными, а наброски еще более мистичными.

Вернувшись домой после лечения он был вялым и рассеянным, рисовать его не тянуло совершенно, усугубило все то, что умер единственный сын родившийся с дефектом заичьей губы. В какой-то момент он выходил из апатии, занимался похоронами и поддерживал жену, но позже все больше и сильнее погружался в депрессивное расстройство. Возможно у Врубеля была просто хандра без искусства и он приступил к своей давней работе «Пасхальный звон» («Азраил»), но это лишь ухудшило обстановку из-за психического ревматизма его даже возили в инвалидной коляске.

Портрет сына художника. 1902.  "Испуганное и скорбное лицо крохотного существа, промелькнувшего метеором в этом мире, полно необычайной выразительности и какой-то недетской мудрости. В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности"
Портрет сына художника. 1902. "Испуганное и скорбное лицо крохотного существа, промелькнувшего метеором в этом мире, полно необычайной выразительности и какой-то недетской мудрости. В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности"
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

Мистицизм привлекавший Врубеля сыграл плохую шутку, в последние годы своей жизни он потерял зрения, часто были  галлюцинации, а в моменты просветления жаловался на себя и придумывал параноидальные методы возвращения зрения: полный отказ от пищи или простаивание перед кроватью целую ночь. Стояние около открытой форточки спровоцировало чахотку и вскоре 1(14) апреля он умер.

Похороны Врубеля, 3 апреля 1910 г. На переднем плане справа от венков: А.А Блок, Е. И. Ге, Н. И. Забела-Врубель, Н.К. Рерих, Л.С.Бакст, И.Я. Билибин, В. Серов.
Похороны Врубеля, 3 апреля 1910 г. На переднем плане справа от венков: А.А Блок, Е. И. Ге, Н. И. Забела-Врубель, Н.К. Рерих, Л.С.Бакст, И.Я. Билибин, В. Серов.

Мистический мир Врубеля был очень мрачно-тайным, его картины, разнообразные росписи, это определённо дар который остался после. Свободный образ жизни - не носивший ответственности за себя как физическое существо, привело к разрушению психического составляющего - вечный философический анализ и поиски смысла, метафизический глубинно параллельный мир в которых и прибывал Врубель - это и сыграло роль и отобразило все духовное и мощное что было в нем.

Его творчество до сих пор живет, кого-то это привлекает, кого-то пугает. Сам Врубель является основоположником мистического русского символизма.

 Видение пророка Иезекииля. Последняя картина Врубеля. 1906
Видение пророка Иезекииля. Последняя картина Врубеля. 1906
Жемчужная раковина, 1904 После концерта. Незаконченный портрет Н. И. Забелы-Врубель, 1905
Жемчужная раковина, 1904 После концерта. Незаконченный портрет Н. И. Забелы-Врубель, 1905
Жемчужная раковина, 1904
Жемчужная раковина, 1904
 Микула Селянинович. Эскиз панно
Микула Селянинович. Эскиз панно
 Голова Демона. Майолика, 1894,
Голова Демона. Майолика, 1894,

Фрида Кало - однажды написала фразу в дневнике - "Да здравствует жизнь!" Перефразирую и напишу - "Да здравствует искусство!"
Искусство через призму истории. История через призму искусства.
На данном канале https://zen.yandex.ru/id/5d148f0c28a48600aea61706
вы найдете для себя много статей, очерков, эссе о художниках, исторических личностях и эпохе. Подписывайтесь и читайте - ведь все самое интересное впереди!