Михаил Александрович Врубель (5(17) марта 1856 - 1 (14) апреля 1910).
Многогранный мир живописи Врубеля не отображается лишь, в одном жанре и виде. Художник работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Его художественный мир загадочен и мистичен, если ничего не знать о личности кроме его картин, то можно сказать, о том что он был скрытый и достаточной тяжелый человек - так называемый Демон которого он изображал. Но по словам его современников это было, совершенно ни так. Ничего демонического в его характере, или внешности не было совершенно.
Учившись на юридическом факультете, он подробно изучал философский мир, особенно труды Канта и вся философская сущность отображалась на его работах. Хотя потеря матери из-за чахотки в 3-х летнем возрасте это тяжёлый кризис для ребенка, на строения и созревания его мистических образов в будущем это не отобразилось.
Поскольку, искусство овладело им полностью, Врубель рисовал, рисовал и рисовал иногда по 10 и 12 часов без перерыва, на полотнах, холстах обычной бумаге. Он выливал весь культурный слой натуры и души.
Его загадочный лиризм отображается, также в работах Кирилловского монастыря под Киевом. Одной из самых характерных композиций стала фресках на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов». Уловленные черты византийского искусства отобразились в синих, золотых тонах, а саму работу Врубель создал в течение одного лета без предварительных эскизов и зарисовок.
В 1896 году Врубель женится на молодой и красивой Надежде Ивановне Забеле. Родственники Забелы выступали против его: разница в возрасте (ему 40 лет, а ей 28), а также постоянная тяга к алкоголю, беспорядочное отношение к деньгам, но венчание состоялось. И супруга работавшая в оперном театре, часто кормила мужа.
Врубель обожал жену, она была его муза и часто изображал ее образ на своих картинах, с нежностью, легкостью и влюбленностью он нарисовал свою знаменитую «Царевну Лебедь» - поэт Александр Блок любил очень данную картину и держал репродукцию в кабинете (Шахматово).
Несмотря на свой великий дар при жизни Михаил Александрович Врубель не был понят, это отобразилось на психическое равновесие художника. Работая год по 14 часов без отдыха и выхода на свежий воздух над своим величайшим полотном - «Демон поверженный», (размеры 139*387 см.) он тем самым подрывает себе здоровье.
После окончания над этой работой он впал депрессию, у него начались расстройство психики. Лечение не помогало, шла лишь деградация, его разговоры об искусстве становились мрачными, а наброски еще более мистичными.
Вернувшись домой после лечения он был вялым и рассеянным, рисовать его не тянуло совершенно, усугубило все то, что умер единственный сын родившийся с дефектом заичьей губы. В какой-то момент он выходил из апатии, занимался похоронами и поддерживал жену, но позже все больше и сильнее погружался в депрессивное расстройство. Возможно у Врубеля была просто хандра без искусства и он приступил к своей давней работе «Пасхальный звон» («Азраил»), но это лишь ухудшило обстановку из-за психического ревматизма его даже возили в инвалидной коляске.
Мистицизм привлекавший Врубеля сыграл плохую шутку, в последние годы своей жизни он потерял зрения, часто были галлюцинации, а в моменты просветления жаловался на себя и придумывал параноидальные методы возвращения зрения: полный отказ от пищи или простаивание перед кроватью целую ночь. Стояние около открытой форточки спровоцировало чахотку и вскоре 1(14) апреля он умер.
Мистический мир Врубеля был очень мрачно-тайным, его картины, разнообразные росписи, это определённо дар который остался после. Свободный образ жизни - не носивший ответственности за себя как физическое существо, привело к разрушению психического составляющего - вечный философический анализ и поиски смысла, метафизический глубинно параллельный мир в которых и прибывал Врубель - это и сыграло роль и отобразило все духовное и мощное что было в нем.
Его творчество до сих пор живет, кого-то это привлекает, кого-то пугает. Сам Врубель является основоположником мистического русского символизма.
Фрида Кало - однажды написала фразу в дневнике - "Да здравствует жизнь!" Перефразирую и напишу - "Да здравствует искусство!"
Искусство через призму истории. История через призму искусства.
На данном канале https://zen.yandex.ru/id/5d148f0c28a48600aea61706
вы найдете для себя много статей, очерков, эссе о художниках, исторических личностях и эпохе. Подписывайтесь и читайте - ведь все самое интересное впереди!