Найти в Дзене
Skytechnic96

HDR – маркетинг или кайф для киномана? (часть 2)

Продолжаем разбираться с мифами об HDR. Сегодня обсудим стандарты и технологии, которые отвечают за HDR картинку. Первую часть можно прочитать тут. 2. Стандарт На самом деле, существует несколько стандартов HDR: - HLG (это расширенный динамический диапазон для цифрового эфирного вещания) – его поддерживает довольно много телевизоров, но я не слышал о его реализации в России, поэтому, в рамках этой статьи, рассматривать его не буду - Dolby Vision – наиболее продвинутый HDR стандарт, представленный в 2014 году компанией Dolby (сделаю про него отдельный пост) - HDR 10 (и его улучшенная версия 10+) – наиболее популярный HDR стандарт в силу адекватных характеристик и бесплатной лицензии. В настоящее время именно этот стандарт поддерживают практически все бренды и киностудии. Вот о нем и поговорим. Ключевые требования стандарта HDR к телевизорам выглядят так: - поддержка статических / динамических мета-данных (дорожка HDR) - цвет – 10 бит (или миллиард оттенков) - пиковая яркость – 1000
Оглавление

Продолжаем разбираться с мифами об HDR. Сегодня обсудим стандарты и технологии, которые отвечают за HDR картинку.

Первую часть можно прочитать тут.

2. Стандарт

На самом деле, существует несколько стандартов HDR:

- HLG (это расширенный динамический диапазон для цифрового эфирного вещания) – его поддерживает довольно много телевизоров, но я не слышал о его реализации в России, поэтому, в рамках этой статьи, рассматривать его не буду

- Dolby Vision – наиболее продвинутый HDR стандарт, представленный в 2014 году компанией Dolby (сделаю про него отдельный пост)

- HDR 10 (и его улучшенная версия 10+) – наиболее популярный HDR стандарт в силу адекватных характеристик и бесплатной лицензии. В настоящее время именно этот стандарт поддерживают практически все бренды и киностудии. Вот о нем и поговорим.

Ключевые требования стандарта HDR к телевизорам выглядят так:

- поддержка статических / динамических мета-данных (дорожка HDR)

- цвет – 10 бит (или миллиард оттенков)

- пиковая яркость – 1000 кд (для OLED TV – 540 кд)

- уровень черного (минимальная яркость) – 0,05 кд (для OLED TV – 0,0005 кд).

Более низкие показатели яркости для OLED телевизоров обусловлены более глубоким черным цветом, а значит, для создания реалистичной и контрастной картинки достаточно и меньшей пиковой яркости. И это хорошо. Во-вторых, OLED телевизоры склонны к проявлению остаточных изображений от статических элементов на экране. При высокой яркости вероятность остаточных изображений и ускорения деградации матрицы повышается. А вот это плохо. Поэтому UHD альянс принял решение об отдельной стандартизации OLED телевизоров, дабы сохранить баланс между ресурсом и качеством.

Почему оказались важны столь высокие характеристики?

Все просто. Я уже писал об этом выше: пока у нас видимое изображение было в диапазоне от 20 до 200кд – все было нормально. Теряются детали с повышением яркости – да и ладно. Все равно в тех телевизорах не было столь высокой яркости и продвинутых систем управления подсветкой (local Dimming и ее вариации), чтобы показывать детали в светлых и темных сценах. А значит, нет нужды улучшать цветопередачу – все равно ничего не видно.

Но полноценные 4K HDR телевизоры не такие.

Повышение пиковой яркости сходу вдохнуло жизнь в видео. Деталей стало больше, игра света оживила сцену. Легкость солнечного дня, тяжесть старого монумента, глубина арабской ночи – все стало по-настоящему живим и почти реальным.

Видно, как игра света на волнах оживляет кадр
Видно, как игра света на волнах оживляет кадр

Но, чтобы передать все эти нюансы, понадобилось существенно усовершенствовать все технологии телевизоров

3. Технологии

- Подсветка – она стала мощней и ярче. Компания Samsung использует в подсветке своих флагманских телевизоров квантовые точки (QLED TV), LG применяет светодиоды с улучшенными люминофорами NanoCell, Sony применяет фирменную систему Triluminos (и у меня есть стойкое подозрение, что система похожа на квантовые точки Samsung). Т.е. абсолютно все компании изменили систему подсветки, ибо в своем обычном исполнении она не дает ни нужной яркости, ни нужной чистоты белого, ни нужной стабильности в балансе белого при изменении яркости. А это очень важно при расширении динамического диапазона.

- Контрастность – она была сильно увеличена за счет различных систем ее усиления. В частности, компания Samsung применяет сдвоенную систему (и это помимо программных алгоритмов): Precision Black и Peak Illuminator. Первая управляет глубиной черного и прорисовкой деталей в темных сценах. Вторая – локальным усилением (т.е. экстремальным усилением подсветки на небольшой площади экрана) для передачи игры света на изображении. А дополнительная мощность, которая необходима для усиления подсветки, берется за счет зон с низкой яркостью и за счет локального затемнения. Как итог – высочайшая контрастность и отличная детализация в сложных сценах.

- Цветопередача – аналогично контрастности существенно улучшилась с ростом яркости. Ведь, чем отличается темно-красный оттенок от светло-красного? Яркостью! Увеличили яркость – появилась возможность показать больше оттенков каждого цвета… Ставим матрицу 10 бит и вуаля – у нас 1024 оттенка каждого из основных цветов ( у 8 битной матрицы – 256 оттенков) и более миллиарда цветов (у 8 битной 16,7 миллионов). Это в 64!!! Раза больше, чем у обычного HDTV \ FHD телевизора! Это очень много. И это очень важно – ведь динамический диапазон увеличился…. более, чем в 100 раз. И теперь мы получили возможность не только увидеть предметы в очень темных и очень светлых сценах… Мы получили возможность увидеть их в цвете. И вот теперь картинка на экране телевизора приблизилась к тому, что мы в реальности видим своими глазами. Теперь она стала достаточно достоверной, чтобы мы верили тому, что происходит на экране, ведь чем реалистичнее картинка, темь меньше грань между вымышленным и реальным миром… и тем ярче и сильнее эмоции и впечатления от просмотра фильмов!

Кстати, это настоящий, полноценный, качественный 4K HDR ролик. Посмотрите его на полноценном 4K HDR телевизоре и на обычном ТВ или компьютере. Разница колоссальная!

С цветопередачей вот еще какой нюанс. Раньше (во времена HDTV) цветопередачу телевизоров проверяли лишь на номинальной яркости. Экстремальных показателей в характеристиках телевизоров не было и тест цвета (Цветовой охват) на нормальной яркости + оценка баланса белого (опять же на номинальной яркости) – давали полную картину по качеству изображения. Но HDR телевизоры должны обеспечивать идеальной изображение в любой сцене и при любой яркости, чтобы гарантировать максимум эмоций и впечатлений. Вот так на сцену вышел такой параметр, как «Цветовой объем» - это точная цветопередача при любой яркости сцены. И, соответственно, точный баланс белого при любой яркости сцены. И вот по этому параметру далеко не все современные 4K HDR телевизоры одинаковы. Обращайте внимание на этот показатель, чем он выше – тем лучше.

Вот, пожалуй, и все, что нужно знать рядовому потребителю о стандарте HDR.

Крутой ли это стандарт – бесспорно.

Стоит ли брать такой телевизор…. Да, если вы действительно любите кино.

Где брать такие фильмы, ведь их еще нет… О, а это отличный вопрос. Таких мест и фильмов уже довольно много. Подписывайтесь на мой канал и в одной и в ближайших статьях я расскажу, сколько таких фильмов, где их брать и как максимально экономно радовать себя современным качественным кино!

Считаешь статью полезной – ставь 👍

Делись ссылкой с друзьями – пусть и они знают, как работают современные технологии в ТВ 👌

Остались вопросы?

Гоу в комментарии! 😀