Найти тему

Black Country Communion: одиннадцатое имя в классик-роковой десятке

Вопреки всем прогнозам о скором исчезновении формата альбома как основного способа существования музыкальной программы, 2010 год оказался на удивление богат на качественные рок-альбомы, записанные не только молодыми да ранними умельцами, но и самыми настоящими патриархами стиля. Достаточно хотя бы вспомнить последние работы Джеффа Бека или Питера Фрэмптона… Однако совершенно выдающейся работой – да что там, настоящей рок-сенсацией уходящего года – оказался дебют квартета с мудреным названием Black Country Communion. Нет, не просто квартета – подлинной супергруппы в истинном, «западном» смысле этого слова, причем являющейся мостиком между классично хард-роковыми 70-ми и стадионными 80-ми, между мирами блюза и прогрессивного рока… Впрочем, имена музыкантов все скажут сами за себя: в составе Black Country Communion – певец и бас-гитарист, «голос рока» Гленн Хьюз (экс-Trapeze, Deep Purple и Black Sabbath), один из лучших, если не просто лучший, современный блюзовый гитарист Джо Бонамасса, барабанщик Джесон Бонэм (экс-Bonham и The Jason Bonham Band) – сын великого Джона Бонэма и клавишник Дерек Шериньян, знакомый нам по работе в Dream Theater, группе Билли Айдола и собственном инструментальном составе Planet X. Так что охочим до составления всяческих чартов рок-журналистам придется по итогам 2010-го потеснить в них привычных любимцев: воистину, Black Country Communion не будет лишним ни в одном из них, учитывая завидное качество их дебюта в грамзаписи.

Говоря серьезно, на наших глазах как-то незаметно, но уверенно родился очередной тренд современной грамзаписи: «молодая-старая», в смысле – созданная музыкантами разных поколений, хард-роковая супергруппа. Black Country Communion – уже третий пример подобного рода за последние два года, после Chickenfoot и Them Crooked Vultures. Но если Chickenfoot под руководством певца и гитариста Сэмми Хагара (Sammy Hagar) даже при наличии в составе гитариста-виртуоза Джо Сатриани (Joe Satriani) вот уже год с лишним постоянно упрекаем за чрезмерную чисто американскую оголтелость и избыточный оптимизм звучания, а Them Crooked Vultures, в составе которой бывший бас-гитарист Led Zeppelin Джон Пол Джонс (John Paul Jones), критики осторожно намекают на некую смутно ощущаемую «элитарность» материала, то дебютный безымянный альбом Black Country Communion, вышедший в свет в сентябре, действительно оказался, по меткому выражению Мика Уолла из британского журнала Classic Rock, оказался «именно тем классик-роковым альбомом, к звучанию которого не нужно привыкать – вы слушаете подобные работы со времен своей юности. Это рок-музыка с большой буквы «Р»!» Так что же, «Black Country Communion» – один большой привет из 70-х? Нет, это вовсе не так – особенно если принять во внимание способ, при помощи которого коллектив вообще появился на свет. Если иметь достаточно опыта или наглости, совершенно спокойно можно назвать Black Country Communion «продюсерским проектом» – действительно, человеком, задумавшим создание группы, стал один из лучших саунд-продюсеров современности Кевин Ширли, в активе которого – работы с Journey, Iron Maiden, Rush, Him и Dream Theater, а также и с Джо Бонамассой в качестве сольного артиста. И, если ознакомиться с некоторыми нижеприведенными фактами, так ли уж удивительна будет точка зрения Джо, постоянно сообщающего в интервью, что «Кевин является пятым участником нашего квартета». Кстати, именно Кевин придумал название группы – сперва просто, памятуя о местах рождения и творческого взросления Гленна Хьюза, Black Country, а затем удлинивший его до Black Country Communion после весенних исков некоего безвестного состава с таким же, но уже зарегистрированным именем.

Видеоклип к пьесе "The Great Divide"

Впрочем, стоит ли говорить о том, что история Black Country Communion началась именно три года назад? Куда отдалить момент рождения группы – в начало ли 90-х, когда переехавший в Лос-Анжелес и наконец-то избавившийся от наркотических демонов Гленн Хьюз достаточно часто высказывался в интервью, что он «отныне будет работать только с американскими и шведскими гитаристами – среди них много настоящих самородков»? Или вообще в 80-е, когда юный Джо Бонамасса пытался у себя дома снимать гитарные соло с первого, безымянного альбома Trapeze (1970) и всем нам отлично известных работ Deep Purple «Burn» (1973) и «Come Taste The Band» (1975), каковые он и до сих пор называет «входящими в мой личный Top-20 самых любимых рок-альбомов»?

Видеоклип к пьесе "Man In The Middle"

Собственно, Джо и Гленн познакомились еще в 2007-м через барабанщика Боги Боулиса, игравшего в тур-составе Джо. Легко понять чувства условно молодого блюзмена, представленного одному из собственных кумиров! Не так уж и удивительно, что гитарист не стал напрашиваться на совместную работу с Гленном – а у того, как обычно, и так было полно планов и обязательств. Инициатива совместной работы исходила от Гленна – первое предложение поступило за несколько недель до совместного выступления рок-ветерана в компании Джо в зале лос-анжелесского Guitar Center летом 2009-го. Вся их концертная программа состояла всего из двух классических номеров – «Medusa» Trapeze и «Mistreated» Deep Purple – но и этого оказалось достаточно, чтобы публика, как говорится, встала на уши. «Энергетика на сцене и в зале в тот вечер была просто потрясающая», – вспоминает Джо – «но я совершенно не хотел записывать вместе с Гленном эдакий расслабленный и ни к чему не обязывающий сборник общеизвестных кавер-версий, или затевать проект вроде «Джо гостит на альбоме Гленна», или наоборот, или, условно говоря, создавать с ним группу BonnaHughes. Нам тогда показалось, что нужно записывать настоящий рок-альбом, причем с таким составом, где все четверо музыкантов были равны, а чья-то «звездность» не была бы фактором, определяющим и звучание, и вероятный успех работы». По счастью, свидетелем игры дуэта и их коллег стал вышеупомянутый Кевин Ширли…

«Я считаю, что и в наше время компьютерных технологий роль саунд-продюсера очень велика», – утверждает Кевин – «а первое, что он должен уяснить для себя, так это сам факт сотрудничества с тем или иным музыкантом или группой: будем мы работать вместе или нет? Меня очень впечатлила сценическая энергетика Джо и Гленна, и, зная требования Джо к их возможной совместной записи, сразу же после окончания концерта, я задал парням вопрос: «А почему бы нам не создать новую группу?» Тут, конечно, встал вопрос «а кто будет барабанщиком?» Я ответил, что позвоню Джесону Бонэму, а заодно постараюсь пригласить в состав Дерека Шериньяна. В результате менее чем через пять недель мы впятером уже сидели в студии Shangri La Studios в Малибу и работали над песенным материалом». Правда, даже работа над дебютом проходила не самым обычным для супергруппы способом.

Кевин: «Я обязательно перед началом работы над альбомом задаю музыкантам вопрос – а какой именно альбом они хотят записать? Понятно, что с Iron Maiden подобный этап исключался – это абсолютно устоявшаяся группа, но вот с Aerosmith у меня подобные дискуссии были. Именно так я работаю с Джо – всякий раз перед началом записи мы обсуждаем, какова будет стилистическая направленность нашей работы – будет ли это свамп-блюз, или, скажем, некий «общемировой» блюз-рок. Именно так я начал работать и с Black Country Communion. Мы практически моментально пришли к соглашению о том, что нам нужно записать абсолютно традиционный классик-роковый альбом – вот такой, как записывались в 70-е. На сей раз я смог в полной мере ввести в дело свой любимый прием – строить все аранжировки от партии ударных. С таким барабанщиком, как Джесон, это оказалось очень легко – у него очень индивидуальный стиль игры, и к тому же я работал с ним в 2006-м на записи альбома Джо «You & Me».

Концертный видеоклип к пьесе "The Outsider"

Интересно, что и Гленн Хьюз, известный неподдельной тягой к фанку и соулу, не стал перечить продюсеру: «Нужно отдавать себе отчет в том, что как бы страстно я не относился к соулу, большинство моих поклонников – любители именно хард-рока или, если угодно, классического рока. К тому же я давно хотел записать настоящий прямолинейный рок-альбом, и я рад, что мои новые коллеги разделяли мое мнение. Не то чтобы мы точно копировали звучание какой-либо группы 70-х, но мы определенно хотели записать традиционный рок-альбом, который было бы не стыдно поставить рядом с, простите уж мою наглость, четвертым альбомом Led Zeppelin.» Что же касается Джесона Бонэма, барабанам которого Кевин Ширли уготовал такую важную роль в процессе записи альбома, то он поначалу ощущал себя эдаким внезапным гостем:

«Видите ли, после весьма продолжительного репетиционного периода с Джимми Пейджем и Джоном Полом Джонсом я пребывал в несколько неопределенном с точки зрения дальнейшей карьеры положении. Тут позвонил Кевин, рассказал о своих, как всегда, великих замыслах, но попутно сообщил, что особого бюджета ни на авансы, ни на запись не предвидится. Тем не менее, я согласился, а про себя подумал: «Боже, во что я опять ввязался!» Так что мой вклад в написание материала минимален – я плохо представлял, что там напридумывали Гленн и Джо, и даже не слышал их демо-записей до того момента, как мне были присланы звуковые файлы, которые я ухитрился прослушать лишь по дороге в Малибу. К тому же я опоздал на первую совместную репетицию аж на четыре часа – и Кевин встретил меня неласково. Не успел я появиться в дверях, как он заявил: «Это тебе не Led Zeppelin – мы же записываем альбом!» Так что начало нашей работы было очень странным, но процесс очень быстро вошел в колею, и я записывал партии для песен буквально одну за другой, с минимальными перерывами. У нас даже не было времени, чтобы отслушивать записанные инструментальные треки!»

Концертный видеоклип к пьесе "Man In The Middle"

А каково же мнение о столь неожиданном карьерном повороте у клавишника Дерека Шериньяна? Для разрывающегося между мировым туром в аккомпанирующем составе Билли Айдола и собственными мастер-классами от Лос-Анжелеса до Пекина музыкантом предложение Кевина стало изрядной неожиданностью, но он со стоицизмом бывалого сайдмена сумел совместить все три компонента своей текущей карьеры. Правда, и в последних интервью Дерек особо не распространяется о собственном вкладе в запись дебюта Black Country Communion, скромно отделываясь довольно дежурными замечаниями вроде «интересно было поработать со столь известными музыкантами» и «после стольких лет игры на электронных клавишных мне доставила истинное удовольствие игра на органе Hammond B-3».

Поскольку большинство музыкальных идей альбома были придуманы и отработаны Гленном и Джо заранее, работа над финальными аранжировками композиций не заняла у музыкантов много времени – иногда вся работа делалась прямо «на лету». Джо утверждает, что до начала студийной сессии они с Гленном плотно занимались совместным написанием песен всего-то пять раз за три недели, и все номера дописывались прямо в студии, а то и с нуля создавались там же. Так произошло с пьесой «Black Country», написанной, по словам Джо, «всего за 25 минут». И, если верить Джо, этот номер писался практически одновременно с «Great Divide», созданном при соавторстве Дерека. Эпик «Too Late For The Sun» вообще был записан с первого дубля – по словам Гленна, «коллективный драйв у нас при записи этой пьесы попёр такой, какого я не упомню со времен концертов Free или Traffic в конце 60-х. Было бы глупо жертвовать энергетикой в пользу абсолютной точности и чистоты звучания.»

-2

Нужно согласиться с мнением Джо, считающего, что «о нашем дебютном альбоме можно с уверенностью сказать, что эта программа не слушается перепродюсированным творением, над которым его создатели долго ломали головы». Действительно, запись альбома, даже при использовании системы Pro-Tools, осуществлялась в концептуальном смысле очень старомодно: музыканты записывали три дубля основных партий, из которых потом выбирался лучший, и, по утверждению Кевина, весь песенный материал, в том числе инструментальные соло, был записан максимум в три наложения. В результате запись 12-трекового альбома уложилась в невероятный по нынешним временам срок – ровно в неделю! Конечно, резоны обращения коротких сроков работы над материалом в PR-повод наши дни не очень понятны, но раз уж музыканты подобного уровня считают, что «игра в 70-е» должна включать и такой компонент – не нам указывать на подобную стратегию. Гленн Хьюз остроумно заметил, что «самым длительным этапом в работе над альбомом стало сведение материала Кевином – он потратил на этот процесс три недели. Но, мне кажется, он сделал это гораздо быстрее, а рассказывая про три недели, Кевин просто хочет объяснить нам, какой он важный!»

И какая же запись альбома с участием рок-легенд без исторических событий в студии, пусть даже музыканты пробыли там так недолго! На сей раз таковым событием стала запись новой версии классического номера Trapeze «Meduza» – точнее, двух ее версий. Слово Джо Бонамассе:

«Для меня самый мистический момент в записи альбома – присутствие в студии гитары покойного ныне гитариста Trapeze Мела Гэлли. Собственно, ее привез Гленн – но это был именно тот черный Les Paul Custom, на котором «Meduza» исполнялась в студии 40 лет назад. Мы сделали две версии этой пьесы с разными строями гитары, плюс, в отличие от оригинала, я добавил в свои партии тремоло. Только, как водится, меня обуяли сомнения, и я просто достал Гленна своими вопросами – так ли я играю партии гитары, и не отклоняюсь ли я от, скажем так, священных канонов?»

Как и всякий проект с участием музыкантов подобного уровня, Black Country Communion не смог обойтись без окружающих его якобы сенсационных слухов – журналисты помнили, что главнейшим кумиром Джо как гитариста был и остается Джимми Пейдж, и вот невесть откуда понеслась информация о том, что Джимми если и не войдет в состав группы, то уж точно погостит в паре треков. Аналогичного упоминания удостоился и фронтмен Aerosmith Стивен Тайлер – и это при том, что Джо, Гленн, Джесон и Дерек не то чтобы секретили создание Black Country Communion, но старались не создавать из этого факта невероятного медиа-шума, якобы скромно подавая себя как «еще одну классик-роковую группу». «Если бы мы стали всерьез опровергать эти дурацкие слухи», – уверяет Джо – «дело бы дошло до того, что в наших шоферов и роуди записали бы всех известных рок-музыкантов, и киноактеров заодно!»

И, что самое главное в недолгой саге Black Country Communion – с присущим действительно молодому составу напором музыканты группы решили не ограничиваться просто выпуском сенсационного альбома, а продолжить развитие коллектива концертным туром как минимум по Великобритании и США, запланированным на 2011 год. Джо Бонамасса утверждает, что «в нашем коллективе есть настоящее рок-н-ролльное взаимодействие – мне действительно нравится работать с этими парнями. Будь моя воля, я бы с ними и десять альбомов записал». И в то же время гитарист трезво отзывается об оценке Black Country Communion той самой более-менее широкой публикой, что придет на их концерты:

«Да, концерты запланированы только на будущий год, хотя уже к июлю у нас было полно предложений от промоутеров, но мне лично претит идея ставить телегу впереди лошади. Я считаю, что люди должны сперва услышать альбом «Black Country Communion», а потом уж думать, стоит им идти на концерты или нет. Кроме того, я полагаю, что многие были бы счастливы купить билеты на наши шоу, предвкушая, как мы сыграем в программе «Medusa» и «Mistreated», а на «бис» – «Burn», но это вовсе не то, ради чего задумывался Black Country Communion – мы не хотели быть и не будем кавер-группой имени самих себя. Мы хотим, чтобы люди запомнили и полюбили нас благодаря новому материалу, и с турне мы медлим именно по этой причине».

Впрочем, «Medusa» вошла в программу первого секретного концерта Black Country Communion, прошедшего совсем недавно в лондонской репетиционной студии John Henry Studio в присутствии чуть более ста человек – всё больше представителей фирм грамзаписи и промоутерских агенств – и в такой тесноте, будто бы, по меткому выражению Александра Миласа из журнала Classic Rock, «вы попали на вечеринку с участием рок-группы вашего приятеля». Теснота, толком не слышные партии клавишных Дерека Шериньяна и чересчур громкие для такого помещения барабаны не помешали присутствовавшим там журналистам отозваться о концерте абсолютно восторженно – и почти каждый из них не преминул упомянуть о «превращении студийного проекта в рок-группу мирового значения». Так что, похоже, за хорошую судьбу Black Country Communion как концертного состава опасаться не приходится.

Но игра в 70-е с отличным результатом не ограничивается планами концертной деятельности – ведь каждый из нас отлично помнит, что даже великие рок-группы той эпохи зачастую выпускали по два студийных альбома в год. И что там говорил Джо Бонамасса о «десяти альбомах»? Так вот, Black Country Communion оправдывает даже эти, совершенно фантастические ожидания: в самом конце октября Гленн Хьюз в своем микроблоге на Twitter.com сообщил буквально: «Студия для записи нашего второго альбома зарезервирована в Лос-Анжелесе на январь… до новых встреч». Что ж, действительно до новых встреч – если не на концертной арене, то на звуковых дорожках следующего альбома!

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.