На этой неделе в Колорадо пройдет самое известное в мире состязание по подъему на холм — Pikes Peak International Hill Climb (PPIHC). Состав участников не обещает каких-то сенсаций и уж тем более посягательства на абсолютный рекорд, установленный год назад.
Тогда команда Volkswagen Motorsport с её электромобилем I.D. R и Ромен Дюма побили установленное в 2013 году Себастьеном Лёбом и казавшееся незыблемым время подъема на вершину. А спустя три месяца обладатели прежнего и текущего рекордов встретились в очном «поединке» — на перевале Фосий, где проводится мероприятие под названием Montée des légendes.
В 2018-м «французский Пайкс-Пик» собрал в одной точке несколько победителей PPIHC разных лет (участие в гонке приняли Ари Ватанен и мотогонщик Бруно Ланглуа) и особых гостей вроде Ромена Грожана, впервые в карьере севшего за руль раллийной Lancia Delta S4. Впрочем, всё внимание было уделено двум рекордсменам: Лёбу и Дюма.
Не имея возможности использовать победоносный VW I.D. R, Дюма выкатил из гаража Porsche 911 GT3-RS (за рулем которого в 2003-м взял первое место в «24 часах Спа»), в то время как Себастьен выступил на своем монструозном Peugeot 208 T16 Pikes Peak (875 л.с./875 кг).
Между двумя подъемами на перевал корреспондент L'Equipe побеседовал с соотечественниками, прошедшими «24 часа Ле-Мана», ралли «Дакар» и гонку в Колорадо. Бывший и действующий обладатели рекордов PPIHC поделились своими впечатлениями от гонки и рассказали об опасностях, сопутствующих уникальному североамериканскому состязанию.
Итак, что побудило двукратного победителя «24 часов Ле-Мана» и девятикратного чемпиона мира по ралли — чьи расписания и без того заполнены гонками — принять участие в Montée des légendes?
Себастьен Лёб: Мой автомобиль, с которым я выиграл PPIHC (Себ выкупил эту машину у Peugeot Sport) в 2013-м. Пилотировать его просто невероятно — ни одна другая машина таких ощущений не дает — и стартовать с ним мне практически негде. А тут можно прохватить в свое удовольствие.
Кроме того, это мероприятие проходит недалеко от моего дома (близ Женевского озера), в регионе, где автоспорт не пользуется популярностью. Его организовал один весьма увлеченный парень, который вложил в это много сил и, к тому же, позволил нам самостоятельно выбрать дату гонки, чтобы мы точно смогли принять в ней участие.
Ромен Дюма: /с улыбкой/ Со мной та же история, да! В целом всё произошло точно так же.
Это не столько состязание, сколько фестиваль автоспорта. Я привез сюда автомобиль, который не использовал с 2003 года, даже не зная, в каком он состоянии и будет ли работать! Смысл в том, чтобы порадовать собравшихся людей, получить удовольствие и отблагодарить организаторов за их необычайную смелость. Немного напоминает Фестиваль скорости в Гудвуде: гонка сама по себе людей интересует не особо, но как мероприятие привлекает тысячи болельщиков (в 2018-м Montée des légendes посетили более 15 000 человек) — и это здорово.
Себ, не так давно Ромен побил ваш с Peugeot рекорд 2013 года. Могли ли вы тогда вообразить, что кто-то сможет это сделать — да еще и с таким преимуществом (7 минут 57,148 секунды против 8 минут 13,878 секунды)?
Себастьен Лёб: Между двумя этими проектами существует большая технологическая разница. Например, мой 208-й ни разу не заводили в аэродинамическую трубу. Он прекрасно сбалансирован, отлично держит дорогу, у него огромный мотор, великолепная прижимная сила… но вместе с тем Peugeot не вваливала в этот проект такие средства, как Volkswagen в свою машину. Будь у 208-го оптимальные условия, он проехал бы еще быстрее!
Ожидал ли я, что мой рекорд падет? Ну, в их потенциале я не сомневался… но на самом деле надеялся, что в день гонки вдарит дождь! /смеется/
Ромен, вы говорили, что в тот день почти достигли предела человеческих возможностей…
Ромен Дюма: Звучит безумно и абсолютно глупо, но пусть даже сам подъем занял всего восемь минут, на вершине я был измотан. Возможно, всё дело в высоте, стрессе, нехватке кислорода… я полностью выдохся. Было похоже на столбняк. Болели руки, болели мышцы — было очень жестко. Если помните, я не сразу выбрался из машины, и это было не ради шоу; мне просто потребовалась минута на то, чтобы нормально вздохнуть.
Pikes Peak — совершенно атипичная гонка, с точки зрения опасности несравнимая ни с чем. Это самая опасная вещь, которую я делал в своей жизни, и я был счастлив оказаться на вершине.
А разве профессиональный гонщик вправе испытывать страх, выходя на старт такой гонки?
Ромен Дюма: Я и не скрывал того, что мне страшно. В Колорадо я много раз подходил к FX (Франсуа-Ксавье Демезон, технический директор VW Motorsport), чтобы сказать ему, что я напуган. Думаю, они тоже были напуганы.
Себастьен Лёб: Да, на Пайкс-Пик страшно всем. В первую очередь боится гонщик, и это мешает ему расслабиться. Я знал, что могу подняться на вершину, не допустив ошибки, оставаясь в пределах трассы и очень быстро… однако на скорости за 230 км/ч ты постоянно помнишь о том, что может произойти, если ты оступишься.
Об этом же ты думаешь и у подножья. Ты знаешь, что тебе нужно будет как-то с этим справиться. Ты знаешь, что подвергнешь свою жизнь серьезной опасности. И вокруг тебя в этот момент находится команда, в которой каждый напуган до смерти. В общем, успокоить тебя перед стартом просто некому! /смеются вместе с Дюма/
Ромен Дюма: Конечно, и на кольце, и в ралли тоже очень опасно, но и там, и там есть маршалы, которые знают, что делать в таких случаях, и располагают необходимым для этого инструментарием. А знаете, что есть у маршалов на Пайкс-Пик? Пара флагов — и всё. Радиосвязи нет, рации тем более не работают. Помню, на тестах навстречу мне выехал маршал на личной машине, тогда как я поднимался вверх на гоночной!
Себастьен Лёб: Да, в 2013-м у нас тоже нашлись две машины, которые спускались вниз, пока участники поднимались на вершину. Такой вот уровень организации…
Ромен Дюма: Ага, и об этом ты перед стартом тоже думаешь. Мне, например, попался в горах огромный олень. Электромобиль не производит шума, и животные не разбегаются. Я вваливаю в поворот — а он даже не шелохнулся! Только в квалификации я встретил четырех. Заденешь такого, и всё закончится очень плохо.
Себ, нет ли желания установить новый рекорд?
Себастьен Лёб: Это должен быть настоящий заводской проект, чтобы всё было сделано как следует. Полагаю, в VW подошли к вопросу тщательно, так что после них половинчатые меры недопустимы. Шансы должны быть реальными, иначе я не уверен в том, что возьмусь за это.
Ромен Дюма: Я надеюсь, что кто-то задастся такой целью. Это может побудить VW вернуться, чтобы отстоять рекорд. Но не уверен, что соглашусь, если в команде скажут: «Мы построим две машины».
Дело в том, что в рамках PPIHC очень опасно равняться на партнера по команде. Знаете, если вылетаешь с дороги в ралли, вероятность того, что всё обойдется, составляет 90%. А вот на Пайкс-Пик…
Себастьен Лёб: …пропорция обратная!
Ромен Дюма: К счастью, в гоночном режиме подниматься наверх нужно только один раз! У нас есть только одна возможность показать результат. Но если бы подъемов было два, то мы могли бы начать оттачивать детали в попытках улучшить время и приблизиться к пределу. И вот тогда…