Перевод интервью с оригинальным барабанщиком британской группы CRESSIDA Яном Кларком, июль 2011 года
(Опубликовано на ресурсе progarchives.com)
СRESSIDA были отличной группой ранней британской симфонической прогрессивной сцены. В их звучании преобладали красивые и симфонические звуки органа Хаммонда, фортепиано, бас, гитара и барабаны. Инструментальные секции одинаково хороши и, как правило, типичны для английского прог-рока начала 70-х благодаря пленительной атмосфере и техническим возможностям музыкантов. Крессида распалась много-много полнолуний назад. Мы связалис с Иэном Кларком (Iain Clark) по поводу истории Крессиды. Это настоящее интервью progarchives на благо всех нынешних и будущих поколений поклонников Cressida.
Когда образовалась CRESSIDA и каково было первое время существования группы? И как вы получили контракт с Vertigo?
Ян Кларк: Я полагаю, что истоки группы восходят к 1968 году, когда Ангус Каллен (Angus Cullen) и Джон Хейворт (John Heyworth) впервые встретились в одной из бесчисленных безымянных лондонских групп, в которой они оба пробыли в течение короткого времени. Когда они с ними расстались, они делили квартиру и начали писать песни вместе. Они очень хотели собрать группу, чтобы исполнять свои сочинения и поэтому разместили рекламу в национальной музыкальной прессе. И вот так мы с Кевином Маккарти (Kevin McCarty) пришли к ним. Когда мы присоединились у них уже был клавишник, но вскоре он ушел и тогда я через общего друга связался с Питером Дженнингсом (Peter Jennings) и он пришел на прослушивание. Мы понравились друг другу и Питеру была предложена эта работа. Мы начали усиленно репетировать в этом составе попутно, при любой возможности, выступая в различных лондонских клубах.
Что же касается контракта со звукозаписывающей компанией, то на одном из наших выступлений присутствовал Осси Бирн, который был продюсером THE BEE GEES. Должно быть, ему понравилось то, что он увидел и услышал, потому что он подписал нас почти сразу. Затем мы пошли в небольшую студию, чтобы сделать несколько демо. Изначально было много разговоров о том, что мы подпишем контракт с Elektra, который был очень крутым лейблом, и мы будем первой британской группой, подписавшей контракт с ними. Но в конце концов PHILIPS, который только что создал Vertigo, предложил нам сделку, которую мы в итоге и приняли.
Ваш дебютный альбом Cressida вышел в 1970 году. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом альбоме.
Ян Кларк: Он был записан на студии Wessex в Северном Лондоне, которая тогда принадлежала Джорджу Мартину. С тех пор огромное количество артистов записало в этой студии отличные альбомы - QUEEN, ROLLING STONES, KING CRIMSON, SEX PISTOLS, CLASH и COLDPLAY.
Все песни на том первом альбоме были к моменту записи хорошо отрепетированы и обкатаны на многочисленных концертах. Поэтому процесс записи прошел весьма быстро. Почти все песни были написаны Ангусом и Джоном, хотя мы все внесли свой вклад в аранжировки. Незадолго до того, как мы вошли в студию, мы играли в Германии в Star Club, Гамбурге, где мы записали много таких номеров, так что нам не потребовалось много времени, чтобы записать треки. В основном они записывались живьем в студии. Были, конечно, наложения, гармонии и так далее. но это было практически вживую. Кстати, вопреки устоявшемуся мнению, Mellotron мы прaктически не использовали. В студии был один, и я думаю, что Питер что-то там колдовал с ним, но на записи мы использовали его только во фрагменте одной из песен, не более, насколько я помню.
Ваш второй альбом был "Asylum" 1971 года. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом альбоме.
Ян Кларк: Мы записали ‘Asylum’ в IBC Studios, опять же с Осси Бирном в роли продюсера, хотя к тому времени мы стали довольно опытными в студии. Джон Хейворт покинул группу в мае 70-го, его заменил Джон Калли (John Culley), и мы начали второй альбом в июне 70-го. Композиторские обязанности начали больше ложиться на Ангуса и Питера. Что же касается такой вещи Питера как ‘Munich’, то в этой композиции группа перешла к более сложным аранжировкам с различными сбивками и последовательностями.
Если первый альбом содержал двенадцать номеров, то во второй вошло только восемь, тем самым отражая все большую склонность группы к сложным композициям. Единственной песней, не написанной дуэтом Ангуса и Питера, была ‘Let Them Come When They Will’, автором которой был Джон Хейворт. Мы долгое время играли ее на концертах, поэтому было принято решение записать эту вещь.
Другой важной особенностью второго альбома было использование в записи нескольких треков полного состава оркестра. Оглядываясь сейчас назад думаю, что оркестр, несомненно, добавил глубину и текстуру таким песням, как ‘Munich’ и ‘Lisa’, но, возможно, включение оркестра в другие пьесы было излишним, это слегка перегрузило звучание альбома. Но конечно, я помню тот трепет, с которым мы слушали тогда в студии этот огромный оркестр, который исполнял нашу музыку.
Хотелось бы, кстати, развеять еще один миф, что Пол Лейтон (Paul Martin Layton) и Гарольд Макнейр (Harold McNair) были участниками группы. На самом деле Пол был нашим общим другом и по нашей просьбе исполнил в студии партии бэк-вокала в одной или двух песнях. Что касается Гарольда, то он был известным художником и сессионным музыкантом-флейтистом, и мы привлекли его, чтобы добавить флейту к нескольким песням. Они оба были удивительными ребятами, но они никогда не входили в состав группы.
Как бы Вы описали вашу музыку для тех людей, кто не знаком с вашим творчеством? С кем, с какими другими группами Вы бы себя сравнили?
Ян Кларк: Это действительно сложный вопрос. В то время мы знали, что являемся частью движения "Прогрессивная музыка", и мы были рады, что нас отождествляют с этим направлением. Хотя на первом альбоме все песни были довольно короткими, но они были чрезвычайно разнообразны по стилю и структуре, от довольно тяжелых номеров до гораздо более легких песен с большой долей акустики. Мы использовали много элементов таких стилей, как рок, фолк и джаз, но в основе нашей музыки всегда была мелодия, песня, но с акцентированными инструментальными секциями и звуком, в значительной степени основанным на звучании органа Хаммонд и фортепиано. Виртуозное владение Питером Хаммондом придавало особое измерение нашему саунду, а голос Ангуса не был типичным скрипучим рок-вокалом; он был гораздо более контролируемым и чистым. Позже мы стали делать более длинные номера с расширенными инструментальными пассажами. Некоторые из них были очень четко структурированы, а в других было много места для импровизации.
С кем бы я сравнил нас? На самом деле я не уверен, сравнивали ли мы себя с кем-то. Наши влияния были очень разносторонними, мы слушали такие группы, как JEFFERSON AIRPLANE, THE DOORS, QUICKSILVER MESSENGER SERVICE, SPIRIT, CHICAGO, MOBY GRAPE, STEVE MILLER, ALLMAN BROTHERS, MOTHERS OF INVENTION и других. Ну и конечно, на нас всех очень повлияли THE BEATLES и THE STONES. Мы хорошо знали, что происходит в Великобритании, но в то время мы слушали в основном американские группы.
После распада CRESSIDA в сентябре 1970 года Вы оказались в URIAH HEEP, Джон Калли присоединился к BLACK WIDOW. Что же на самом деле произошло и почему группа распалась?
Ян Кларк: Безо всяких сомнений CRESSIDA распались слишком рано. На самом деле проблема заключалась в том, что у нас не было достаточного количества концертов для поддержания работы группы. Это была вина менеджмента группы, далеко не самых крупных агентств. Те немногие концерты, которые мы отыграли, были хорошими, и публика всегда очень хорошо нас принимала, но все это было больше похоже на борьбу за выживание. Я полагаю, что все мы были сильно разочарованы, и, в конце концов, все это привело к напряженности внутри коллектива и неизбежным столкновениям личности. Питер, в частности, очень разочаровался в музыкальном бизнесе и вскоре объявил, что хочет уйти. Все это в итоге привело к тому, что в конце концов группа распалась в октябре 1970 года. Не припоминаю, чтобы были какие-то серьезные ссоры....... это было просто расставание.
Оглядываясь сейчас назад, я конечно же считаю, что было полным безумием расстаться до выхода второго альбома. Если бы мы продержались вместе до выхода “Asylum” в феврале 1971 года, все могло бы быть по-другому. Ведь второй альбом получил очень хорошие отзывы, но было уже слишком поздно. Мы пропали.
По иронии судьбы, к тому времени, когда "Asylum" наконец вышел, я уже был в URIAH HEEP, и "Asylum" Крессиды и "Salisbury" Хип были выпущены одновременно на одном и том же лейбле Vertigo. Были немного странные ощущения.
Чем занимались другие участники группы после 1970 года, и поддерживали ли Вы с ними связь?
Ян Кларк: Я, как вы знаете, присоединился к URIAH HEEP, Джон Келли оказался в BLACK WIDOW, а Кевин присоединился к группе TRANQUILITY. Ангус вообще ушел из музыкального бизнеса, а Питер взял большой таймаут, прежде чем снова начать играть. Он поучаствовал во многих музыкальных проектах в Лондоне, сделал несколько интересных музыкальных проектов, но ни один из них не привел к чему-то серьезному. Кевин много гастролировал по Штатам с TRANQUILITY в 70-х, и, в конце концов, осел в Штатах, став профессиональным композитором и продюсером.
После ухода из Хип я много лет работал с неблагополучной молодежью и участвовал в работе различных благотворительных организаций, ориентированных на музыку и искусство. Затем я занялся информационными технологиями. Я основал компанию, которая стала пионером в использовании коммуникационных технологий для поддержки сельских общин по всей Европе, прежде чем стать генеральным директором компании, которая инициировала ранние разработки для безопасного распространения цифровой музыки. Это было на заре всех этих современных сервисов по цифровому распространению музыкального контента, и таким образом я снова вернулся к работе в музыкальной индустрии. Было очень интересно возобновить старые знакомства с руководителями индустрии, которые только начинали карьеру в дни Cressida и Heep, но которые теперь поднялись, чтобы стать президентами и вице-президентами крупных лейблов.
Ангус и я остаемся друзьями вот уже более 40 лет. Несколько лет назад мы получили наши роялти за старые записи и отправились искать других парней, чтобы отдать им их долю. Благодаря интернету мы наконец-то разыскали их. Кевин живет в Калифорнии, Джон Хейворт в Орегоне, Питер в Лондоне, Ангус во Франции, а я жил в Шотландии. Было очень здорово снова быть на связи друг с другом.
Джон Хейворт, к сожалению, скончался в январе прошлого года. Какие у тебя воспоминания о нем?
Ян Кларк: Это было такое потрясение - услышать о внезапной смерти Джона. Я переписывался с ним по электронной почте за несколько дней до его смерти. По иронии судьбы, одной из последних вещей, которые Джон сделал, было то, что он наконец нашел Джона Келли, его преемника в группе, которого мы никак не могли отыскать. Джон всегда гордился своим временем в Крессиде, и он был прекрасным автором песен. Некоторые из самых запоминающихся песен на первом альбоме были его и он никогда не забывал свои дни в Крессиде. Сейчас я поддерживаю связь с его сыном, который живет в Лос-Анджелесе, и он большой поклонник группы.
Существует ли какой-либо оставшийся материал CRESSIDA, включая бутлеги, который, мог бы быть выпущен?
Ян Кларк: Одним из последствий того, что мы все оказались снова на связи, стало то, что мы стали делиться тем, у кого что осталось с тех времен. Старые фотографий и памятные вещи. Мы также раскопали несколько демо-записей, которые мы записали в 69-м, плюс несколько других вещей, включая запись сингла, который мы записали, но так и не выпустили, и копию трех треков, которые мы играли в прямом эфире на радио-шоу BBC. Было интересно услышать их снова после стольких лет. Так что да, есть некоторый оставшийся материал, но будет ли он когда-либо издан не понятно. Вполне возможно, что это будет выпущено. Придется только немного подождать и посмотреть, что из этого получится. Поживем, увидим.
Со времени распада группы уже выросло пара новых поколений, и сейчас многие из них заново для себя открывают музыку Крессиды через ваши старые альбомы и, в частности, благодаря изданию на компакт-диске в серии "два по цене одного" с вашими двумя альбомами, выпущенным в 2004 году. Есть ли у вас какие-либо контакты с новыми поклонниками Cressida и каково Ваше мнение о возрождении прогрессивной рок-сцены?
Ян Кларк: Очень и очень приятно видеть, что новые поколения поклонников прогрессивной музыки вновь открывают для себя музыку Крессиды. За последние несколько лет мы стали все больше и больше осознавать это и тот факт, что Крессида была чем-то вроде загадки некоей «Энигмы». Классический случай - “что бы могло случится, если бы…?
Чтобы удовлетворить этот всплеск интереса, мы недавно создали "официальную" страницу группы на Facebook (www.facebook.com/cressidagroup). Я был поражен тому, сколько людей тут же подключились к ней. Я обмениваюсь сообщениями со многими людьми и очевидно, что они стремятся узнать как можно больше о группе, которая для них стала чем-то вроде легенды.
Я надеюсь, что вскоре удастся создать полноценный сайт CRESSIDA, где мы сможем наконец разместить всю имеющуюся информацию и фотографии группы, которые, вероятно, никто никогда не видел раньше. Кто знает, мы можем даже включить несколько аудиоклипов из некоторых старых лент, которые мы раскопали. Это может быть интересно для людей, чтобы услышать..., чисто с исторической точки зрения, ну, вы понимаете!
Что же касается возрождения интереса к прогрессивной рок-сцене со стороны молодежи, то это здорово! Все это показывает, насколько цикличны музыкальные вкусы и интересы. С середины до конца 70-х годов Прогрессивная музыка стала глубоко немодной, и справедливости ради стоит сказать, что некоторые представители стиля стали чрезвычайно потакающими себе и почти пародией на себя. Но принципиально, что всегда оставалось то, что отличает Прогрессивную музыку – это расширение границ стандартного формата рок-песни, опираясь на различные влияния и использование разнообразных приемов из других стилей и культурных пластов.
В завершение этого интервью, есть ли что-нибудь, что вы хотите добавить к сказанному?
Ян Кларк: Могу только поблагодарить за ваш неизменный интерес к Cressida и за возможность рассказать открыто о группе. Кстати, отличный сайт!
Перевод Александр Ковтун, 2018