Модулор Ле Корбюзье (Le Corbusier) выражен в эмблеме с изображением гипер-мускулистой фигуры человека с поднятой рукой; рядом две переплетающиеся спирали “красного” и “синего” ряда размеров, возрастающих в пропорции золотого сечения.
Что в основе Модулора Ле Корбюзье?
За основу “красного” ряда взят условный рост человека — 6 футов. Ле Корбюзье отмечает, что он взял рослого мужчину по английским детективным романам. Интересно, что эта величина точно совпадает с эталоном Витрувия, у которого размер ступни или фут составляет 1/6 человеческого роста.
Корбюзье анализировал исторические памятники и исследовал в своей мастерской размеры, функционально необходимые человеку. Он изобретал Модулор, руководствуясь интуицией и опытом, не опираясь на античные каноны. Так же как в самом начале пути он еще не основывался полностью на золотом сечении.
Однако, в результате, получились обозначенные ранее объективные закономерности пропорций в архитектуре.
Дом Кобузье - несчастье и позор Марселя?
Жилую единицу в Марселе, как первый опыт применения Модулора, архитектор начал строить, получив у министерства строительства освобождение от подчинения действующим нормативам. Весь период строительства - это период неистовых бурь, надругательств и жестоких предательств. От нападок разъяренной и подстрекаемой прессы Корбюзье защитил министр строительства Клодиус Пети.
Исходный принцип проекта дома автор проекта определял так:
«Если вы стремитесь жить с вашей семьей в обстановке задушевной дружбы, в тишине и покое, среди природы, объединяйтесь по 2 тыс. человек (мужчин, женщин и детей); входите в дом через одну дверь; пользуйтесь четырьмя лифтами, вмещающими по 20 человек, которые доставят вас в любую из восьми внутренних улиц, расположенных одна над другой. Там вы будете жить в уединении и тишине; солнце, воздух и зелень заполнят ваши окна. Дети ваши будут играть на траве или в саду на крыше дома»...
К 1950 году Президент медицинского общества департамента Сены заполнил французскую прессу тревожными прогнозами десятикратного роста душевно больных марсельцев из-за скученности и шума в выстроенном Корбюзье доме.
Представитель Министерства градостроительства распространил эту тревогу по Марселю. Когда же жизнь подтвердила тишину и полную изолированность квартир, тот же представитель стал утверждать, что в этих домах люди испытывают "трагическое одиночество...".
После завершения работы против Ле Корбюзье затеяли судебное дело с предъявлением иска в 20 млн. франков за нанесение ущерба природе Франции. "Общество по охране ландшафта Франции" процесс проиграло.
Кульминацией страстей вокруг первого дома, построенного по Модулору, можно назвать 30 милионный доход одного из банков, который по договорённости с государственными органами организовал эксплуатацию здания как туристического объекта. Как вы думаете, сколько получила из этой суммы команда проектировщиков?
Марсельский дом стал международным учебным центром. 337 2-этажных квартир спроектированы так, что второй этаж одной квартиры находится над первым этажом другой. Вместе они образуют 3-этажный блок. Осевой коридор ("внутренняя улица") проходит по среднему, второму уровню.
Благодаря этому коридоры расположены лишь на каждом третьем этаже. Понадобилось лишь 5 коридоров, чтобы обслужить все этажи дома. Вход в одни квартиры находится на уровне антресоли гостиной, в другие — на нижнем уровне, обеспечивая индивидуальную приватность для каждой семьи.
Для социальности в доме Корбюзье продумал 26 возможностей: спортивный зал, торговые площади на 7 и 8 этажах, прогулочную крышу с беговой дорожкой, бассейном, детским садом и другие. Эту идею он вывез из СССР, когда бывал там в конце 20-х годов во время строительства Дома Центросоюза.
Каким был изобретатель Модулора?
Умный, радикальный, злой и наглый Корбюзье обладал могучей силой убеждения. Был ли он высокомерным снобом, когда говорил: "Миссис Сарабхай боялась, что когда её сыновья женятся, их дети упадут с неограждённого балкона и разобьются, – как будто мне есть до этого дело. Как будто я, Ле Корбюзье, должен жертвовать замыслом ради каких-то нерождённых детей"?
Или другой пример - вилла Савой: на жалобу хозяина, что протекает плоская крыша, белый фасад стал серым, где-то облупилась краска, да и вообще сильные сквозняки надоели, Корбюзье реагировал: "Ну и что? Главное – идея. А хозяин как-нибудь переживёт простуду, да и фасад покрасит. Здание войдёт в историю, никто не вспомнит о сквозняке через сто лет."
Его не волновала стоимость проекта и то, что он скажет клиентам. При этом ему хотелось создавать хорошее дешёвое жилье. Он детально разработал идею 3-милионного «зеленого города», достойного времени.
Он был артистом: «Я гораздо более выдающийся художник, чем Пикассо. И гораздо лучший чертежник». Высокомерие? Или осознание собственной ценности?
Читайте на канале Архитектура:
Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах
Собор Святой Софии в Стамбуле: неприглядное величие?
Антонио Гауди: забвение и восхождение архитектора Бога
Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Забирайте статью себе на стену в соцсетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.