Я пишу о людях, чей образ так или иначе запечатлен в изобразительном искусстве. Эта статья - про знаменитую приму Кировского и Большого театров, "обыкновенную богиню", как говорил о ней Алексей Толстой, советскую балерину Галину Сергеевну Уланову. Она прожила долгую жизнь, в течение которой была окружена ореолом славы и поклонения. Но была ли она счастлива?
На картине Л. Тихомирова Галина Сергеевна показана сидящей на диване в задумчивой позе. Подперев голову руками, она смотрит куда-то вдаль. От картины веет тишиной и грустью. К 1967 году, когда была написана картина, Уланова уже не выступала и передавала свой опыт и мастерство юным балеринам. Чем старее она становилась, тем больше замыкалась в себе, хотя и не отгораживалась от людей. Этот момент сосредоточенного одиночества и изобразил художник.
Надо заметить, что до конца жизни великая балерина оставалась в прекрасной форме, ее стройная, легкая фигурка сохранила свое изящество, а движения были грациозны.
Стать балериной было написано у нее на роду. Она просто продолжила семейное дело. Родители Галины танцевали в Мариинском театре, отец позже стал режиссером, мать - преподавателем в балетном училище, куда в 9 лет и поступила Уланова. Поначалу девочка училась в классе своей матери, а потом стала ученицей знаменитой Агриппины Вагановой. Талант юной Галины был очевиден всем, а ее умение быстро усваивать новые знания и приемы, просто поражало.
Определенно у Улановой была прекрасная генетическая предрасположенность к хореографии. Ее тело и душа были созданы именно для балета. В 18 лет она начала свою профессиональную карьеру, поступив в Мариинский (позже названный Кировским) театр.
Лирическая, и в то же время страстная, манера танца, совершенство и отточенность движения сразу выделили ее среди дебютанток, и Галине стали давать главные партии в знаменитых балетах. Мир театра - это мир интриг, балета это касается в полной мере. У Улановой были соперницы и недоброжелатели, но что они могли сделать против сияющего и очевидного таланта? Успехи Галины нельзя было объяснить ни связями родителей, ни особыми отношениями с влиятельными мужчинами (которых, кстати, не было), потому что всем было ясно - она действительно танцует лучше всех.
Художники любили ее изображать в танце, чаще всего в роли Жизели, считавшейся эталонной в ее исполнении. Признанным шедевром была также ее Джульетта, которую Уланова танцевала до окончания своей сценической карьеры.
С Кировским театром связаны первые успехи Улановой и становление ее славы. С ним она была в эвакуации в Алма-Ате. Однако в 1944 году ее буквально заставили перейти в Большой театр. Покинув родной Ленинград, Уланова заблистала на столичной сцене. После войны стали возможны зарубежные гастроли, и Галина покорила также Европу.
Особенно триумфальными были гастроли в Лондоне, где она танцевала Джульетту, притом балерине было уже 46 лет. Лондонцы с ночи занимали очередь в кассу, чтобы купить билеты на спектакли Большого театра. Был огромный ажиотаж, можно сказать, гигантский. Отзывы были исключительно восторженные.
Личная жизнь Улановой меж тем складывалась так, что она рассталась с первым мужем после 30 лет совместной жизни, второй муж умер, а третий оказался алкоголиком, и Галина с ним развелась. Она потом сожалела, что ни от одного мужа не родила ребенка, первое место всегда занимала работа, казалось немыслимым потерять сезон.
Счастливая в творчестве, в своей личной жизни Уланова ощущала себя не полностью реализованной. Чем дальше, тем больше ее окружала аура одиночества. Может быть, поэтому так она грустна на всех поздних портретах?
Почитайте еще на моем канале:
Екатерина Дашкова: какую карьеру могла сделать женщина в век Просвещения
Таинственный автор "Илиады" и "Одиссеи": а был ли Гомер?
На канале мужа:
Трагедия Ахилла: герой, носивший собственную смерть на пятке