По следам обсуждений в стиле "мальчики начинают говорить позже, а у моей подруги сын вообще ближе к пяти говорить начал, и все в порядке".
Когда логопеды слышат такие речи, то начинают впадать в истерическое состояние 😆
Признаки многих нарушений развития трудно увидеть в раннем возрасте, но есть важный возраст, 3 года, когда родителю ещё может казаться, что все нормально, а специалист - уже увидит симптоматику.
Увидит и начнет коррекцию, и неправда, что логопеды до пяти лет не берут детей в работу. Звуки ставить - да, не берут. А с алалией или дизартрией работать начинать надо как можно раньше, и признаки данных состояний как раз в три года уже видно.
Поэтому я за то, чтобы любого ребенка приводили на плановый осмотр к логопеду около трёх лет. Лучше к частному специалисту - вам не справка нужна, а заинтересованный человек.
Заинтересованный, но не предвзятый - а скорее всего так и будет, не думайте, что логопед-частник прямо жаждет заманить вас с кровиночкой на занятия - у хороших специалистов нет недостатка в клиентах, а заниматься с неговорящим трехлеткой радости мало, уж поверьте 😂
Поэтому, повторюсь, без острой необходимости специалист вас с облегчением отпустит с миром, дав рекомендации, и только при наличии проблем - возьмет в работу .
Попробую коротко рассказать, на что необходимо обратить внимание, если ребенок не говорит, или говорит мало в возрасте около трёх лет.
Да, он ещё может говорить мало, это крайний, но вариант нормы. Но речь трехлетки должна характеризоваться следующими признаками - наличием фразы и владением переключаемостью.
Фразой можно считать и нечто вроде "мама, ня" - но это норма двух лет, к трем желательно иметь в речи что-то более продвинутое.
Овладение переключаемостью с одного артикуляционного уклада на другой характеризуется наличием в речи слов вроде "пока, надо, ноги" - то есть слов из двух и более РАЗНЫХ слогов. Если вместо пока в три года говорим папа, вместо надо - няня, это сигнал не-нормы.
Если ребенок переключением овладел, то в возрасте от двух до трёх лет (очень редко - с трёх до четырех) можно наблюдать феномен речевого взрыва - когда буквально за месяц ребенок от "Мама, тяпа" - переходит к развернутой фразовой речи. Это всегда немного волшебство. И всегда происходит после появления в речи первых слов с переключаемостью.
Не у всех детей речь развивается как описано, взрывообразно, у части детей этот процесс более плавный, но важно знать, что в 3 года процесс должен быть по крайней мере запущен. Если ребенок говорил что-то в 2 года, и это же что-то с небольшими вариациями говорит и в 3 - к логопеду определенно пора. Ведь мы же помним, что логопед - это не только про "букву Р"?
Еще по теме:
Где найти бесплатного логопеда