Экономические реформы в России всегда происходили как правило по указанию сверху — по воле царей, генеральных секретарей или президентов. Но иногда случалось, что серьёзные изменения в жизни общества возникали как бы сами по себе — без высочайшего повеления. Просто потому, что изменились условия самой жизни. Современный пример тому — большое количество фрилансеров и прочих свободных тружеников, которые формально ни на каких заводах не работают, в колхозах не числятся, а зарплату тем не менее получают. Нет на этот счёт никакого постановления правительства. Всё само собой как-то устроилось.
А происходило ли что-то подобное в прошлом?
Крепостные крестьяне получили свободу в 1861 году по Манифесту императора Александра III. А каким, интересно, образом они эту самую свободу потеряли?
На днях невольно подслушал разговор двух женщин. Обсуждали пенсионную реформу и повышение возраста выхода на пенсию.
— Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, — сказала та, что выглядела постарше.
— Ну что вы, Татьяна Юрьевна, какая же вы бабушка, — ободрила её та, что выглядела моложе. — Вы ещё ого-го…
Дальше между ними возник спор, как нужно правильно толковать эту поговорку. Что это за бабушка такая, и кто такой Юрий.
Младшая вспомнила, что это, оказывается, царь Александр I говорил, что-то гвардейцам про свою бабушку Екатерину II. А она в свою очередь отказалась в тот день подписать указ об освобождении крестьян… Полный эклер в голове.
Сейчас, наверное, мало кто вспомнит какой календарной дате соответствует этот самый Юрьев день. А ещё 400 лет тому назад наши предки точно знали, что 26 ноября (9 декабря по новому стилю) в день Егория Осеннего они обретают полную свободу перемещения. Справедливости ради следует уточнить, что Судебник 1497 года даровал свободу не на один день, а на целых полмесяца: за неделю до Юрьева дня и неделю после него. В этот период разрешался так называемый Крестьянский выход.
Юрий или Егорий — народные имена особо почитаемого на Руси Святого Георгия Победоносца. Согласно каноническому описанию его жизни и подвигов, он однажды заколол копьём страшного дракона («змия») и освободил прекрасную царевну. Этот героический поступок так понравился русским людям, что они поместили его изображение на герб Москвы, а затем и на герб всего Российского государства.
День памяти самого св. Георгия отмечается 23 апреля (6 мая по н.с.), а 26 ноября (9 декабря) — этот самый Юрьев день (Егорий Осенний) — отмечается день памяти об освящении Георгиевского храма в Киеве (1051), построенного ещё Ярославом Мудрым.
В этот день обычно заканчивались все сельскохозяйственные работы, и крестьяне производили расчёт со своими помещиками и по государственными податям. После этого они получали полное право перейти от своего помещика, если он их чем-то не устраивал, к другому, наивно полагая, что у него их тяжкая жизнь наконец-то наладится.
И вот случилось страшное — Юрьев день отменили.
Возможно именно тогда и возникла поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», означающая полное крушение всех планов и надежд, и выражение «объегорить» — в смысле «обмануть».
Уже значительно позже в период «перестройки» 1990-х годов, благодаря оппоненту Ельцина Егору Кузьмичу Лигачёву в народ пошла фраза «нас не объегоришь, нас не подкузьмишь». Но это совсем другая история.
Историки и лингвисты до сих пор не выяснили, кто такая эта несчастная «бабушка». Но самое интересное — они до сих пор спорят, кто же всё-таки отменил Юрьев день? По этому вопросу не найдено ни одного официального документа.
Чаще всего люди винят в отмене крестьянского выхода Бориса Годунова, который в 1592 году внушил коварную идею своему родственнику — царю Фёдору Иоановичу, известному в русской истории под прозвищем Блаженный. Эту версию первым высказал историк Н.В. Татищев, ссылаясь на утерянный документ.
В результате дальнейших исследований появилась версия, что Юрьев день был отменён несколько ранее — Иваном Грозным в 1581 году, когда был издан указ о «заповедных летах» и начата перепись земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы. Тогда появились книги учёта крестьян, и формально узаконили правила барщины.
Историк В.О. Ключевский вообще утверждал, что никакого официального документа о закрепощении крестьян и не было, а просто такие к тому времени сложились условия жизни и экономические отношения в государстве.
Мне кажется эта версия самой достоверной.
Часто большие проекты и изменения в России происходят не по указу и не по заранее начертанному плану, а потому что они сами собой как-то получаются. А иначе откуда у нас появилось сейчас столько безработных, читающих этот текст, и миллиардеров, которым ни крепостные, ни свободные крестьяне абсолютно не интересны.