Найти в Дзене
Радио Голос надежды

Бог и проблема зла

____________________________________________________________________

Основы христианского вероучения

Цикл статей - 34/60

Цикл статей "Основы христианского вероучения"
Цикл статей "Основы христианского вероучения"

Ведущая: Евгений Владимирович, многие радиослушатели задают вопрос: "Если Бог есть, то почему в мире столько зла?"

Зайцев Е.В.: Этот вопрос стар как мир, и каждое новое поколение людей задается им. Кстати, больше всего вопросов, обращенных к Богу, начинаются так: Почему, Господи? На этот вопрос нелегко отвечать. Нам кажется невозможным совместить этот наполненный страданиями, трагедиями мир с Богом, с идеей Бога как существа всемогущего и всеблагого. Проблема, которую вы сейчас обозначили, немало людей сделала скептиками. Среди скептиков можно назвать известного английского философа Дэвида Юма, который в свое время сформулировал эту проблему следующим образом: если Бог всемогущий, Он имеет в Себе достаточно силы, чтобы уничтожить зло. Если Бог всеблагий, то Он не хочет, чтобы в мире было зло и чтобы страдал человек. Но если в мире есть зло, это означает, что либо Бог не всемогущ, либо Он не всеблагий. Тем самым известный философ бросает вызов Богу, он подвергает сомнению такие определяющие характеристики Бога, как всемогущество и всеблагость. И действительно, как объяснить существование в мире зла в присутствии всемогущего и всеблагого Бога?

Ведущая: Да, над разгадкой этой проблемы бились очень многие богословы и философы. Есть даже название этой проблемы в богословии – теодицея, что буквально означает «оправдание Бога». Бога действительно нужно как-то оправдывать или защищать перед лицом зла?

Зайцев Е.В.: Важно заметить, что на этот вопрос невозможно ответить, если мы рассматриваем эту проблему только в аспекте Бого-человеческих отношений, т.е. только в рамках двух сторон или двух участников этой проблемы. Мы обязаны учитывать еще один аспект этой проблемы, или еще одну сторону, еще одного участника проблемы теодицеи. Позвольте мне обозначить третью сторону, третьего участника – это противник Божий и человеческий – дьявол или сатана, как он назван в Священном Писании. К сожалению, сегодня дьявол не воспринимается как реальное существо, даже многие богословы говорят, что это просто аллегория, это обобщенное обозначение зла, но это не существо, которое обладает какими-то личностными характеристиками. Поэтому дьявол, как противник Бога и человека, не воспринимается серьезно. Кстати, именно дьявол и повинен в том, что человек сомневается в Боге, в Его всемогуществе и любви.

картинка из интернета
картинка из интернета

Ведущая: Но у человека просто нет другого выхода, как усомниться в том, что Бог всемогущ, или что Он благ, если ничего не меняется в этом злом мире. Видимо Бога устраивает такая ситуация, когда добро и зло сосуществуют вместе.

Зайцев Е.В.: Кстати, позиция извечного сосуществования добра и зла, устраивает очень многих людей. Они решают проблему теодицеи очень просто: добро и зло сосуществуют извечно вместе как два диалектических принципа, как бы уравновешивающие друг друга. Невозможно говорить о добре, если нет зла. Понятие добра просто исчезает, если не существует какой-то антитезы добру. Такой антитезой добру является зло. Чтобы было добро, должно быть зло.

Ведущая: А вы не согласны с такой логикой?

Зайцев Е.В.: Нет, не согласен.

Ведущая: Почему?

Зайцев Е.В.: Да потому, что она означает увековечивание зла. Это значит, что ситуация, в которой мы сейчас находимся, которая нас безусловно тревожит и беспокоит, будет иметь место всегда. Никакого выхода из этой ситуации нет, надежды на лучший мир, где не будет зла, у нас нет.

Ведущая: Евгений Владимирович, вы обратили наше внимание на третью сторону, задействованную в проблеме теодицеи. А что говорит нам Библия об этой третьей стороне, которая, как вы сказали, повинна в том, что происходит в этом мире?

Зайцев Е.В.: Давайте прочитаем 1 Ин. 3:8 – «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Апостол говорит здесь о том, что первоначально согрешил дьявол, то есть можно сказать о том, что источник греха в нем.

*******

Полная версия радиопрограммы

-------

Если вам понравилась статья и Вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды".
А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с Вашими друзьями в соц.сетях.
Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем Вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!