По моему мнению, проект «Образование» фундаментальный и самый сложный из всех Нацпроектов. Он не принесет прямой экономической выгоды и какой-бы то ни было результат, будет виден в лучшем случае через 15 лет.
Если образование рассматривать как бизнес, то нет смысла ожидать грандиозного рывка для страны в целом. Элитарность образования, как правило, приводит к колоссальному разделению общества по материальному принципу, что влечет за собой снижение конкуренции в основных областях нашей жизни с непредсказуемыми последствиями.
Конечно, многие скажут, что вопрос образования — это вопрос государства, но тогда давайте уточним кто такой этот «государство»? По моему мнению, каждый гражданин, несет персональную ответственность за совокупное благосостояние государства и общества. Таким образом, за уровень образования ответственность несем мы с вами, в том числе и когда просто молчим «в тряпочку».
И все же, чего мы хотим? Какое образование нам нужно и зачем? Например, нам нужно увеличить количество врачей. По идее простая задача, решаемая через увеличение количество учебных мест и преподавателей в медицинских вузах. Но нам ведь нужно не просто количество врачей, а и повышения уровня медицины, а это значит, что необходимо повысить «планку» образования в этих вузах, что влечет за собой повышение общего уровня преподавания и знаний абитуриентов, способных усвоить учебный материал в полном объеме.
Если учесть влияние прогресса на медицинскую отрасль в целом (искусственный интеллект, роботы, атомные технологии) то мне сложно представить какой должен быть базовый уровень выпускника средней школы, который хочет связать свою жизнь с медициной. Время обычных врачей закончилось. Врач должен быть интегрирован в цифровые процессы и идти в ногу с развивающимися технологиями. И где таких взять?
Мало кто знает, но методика Массачу́сетского технологи́ческого институ́та (МТИ, англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) по обучению детей программированию с 4-х лет уже используется во многих странах мира. Вы скажите, что в этом такого? Мой ответ прост. Страны, выбравшие подобный путь развития детей, через 20 лет будут управлять экономиками тех государств, которые на сегодняшний день не озадачились трансформацией процесса обучения. Основной принцип обучения заключается в том, что понимание процесса программирования также важно как и умение читать и писать.
Как показала практика компьютерной школы «Kidcoding», дети прошедшие базовый курс программирования, начинают рассматривать компьютер как нужный инструмент для решения поставленных задач, а не просто как дорогостоящую игрушку.
И в завершении хочется понять, каким образом люди, отвечающие за образование в Брянской области, смогут решить фундаментальную задачу в рамках «Нацпроекта32», которую не в состоянии даже сформулировать с учетом следующих вводных данных:
1. Уровень преподавательского состава снижается от центра к регионам, при этом большинство детей проживает именно там;
2. Технический прогресс и внедрение цифровых технологий происходит так быстро, что проанализировать и предсказать потребность в тех или иных специалистах не представляется возможным.
Я уверен, что сейчас система образования готовит специалистов уже «морально устаревших», что может привести к стагнации экономического развития и в будущем, мы будем вынуждены обслуживать страны с более высоким уровнем цифровой экономики. Нефть нас не спасет!
Так вот, перед нами стоит сверхзадача, что в рамках проекта «Образование» нам необходимо не просто модернизация образования в целом, а создание новейшей технологии выпуска специалистов способных быстро ориентироваться и адаптироваться в условиях высокоскоростной технологической революции.