....Дерево хранит в себе запрятанные ароматы, гипсовая отливка - формы оригинала, всякие авторские "выпучки" и шероховатости. Пустотелая гипсовая отливка, (не массовая, где все шероховатости "омылились", сгладились от многочисленных повторов), благодаря свойствам гипса гудит от прикосновения к ней.
Микеланджело. Отливка его ранней работы "Богородица со Христом и Иоанном Крестителем - младенцами" давно висела в нашей студии на Гатчинской, в простенке между окошками. Уже поздно вечером, пока Юрий Алексеевич ходил за ключами на вахту, я исследовал ее кларнетной бамбуковой тростью. Упругий полированный язычок извлекал оттуда гулы и шорохи. В звуковой каше чувствовались какие - то структуры, мерещились голоса, торопливый напористый стук скарпели, "чоки" копыт, звуки колокола в соседнем квартале...
В журнале "Знание - сила" в шестидесятые годы проходили теории, что по запечатленным следам работы можно смоделировать окутывающую звуковую картину, современную этой работе. Приводились примеры - предположения с античной керамикой, где, якобы, запечатленные в глине вибрации пальцев работающего гончара могут быть считаны каким-либо гипотетическим прибором из будущего. Тогда, в реальной жизни компьютер еще не присутствовал, он только смутно предполагался своими возможностями.
Я предложил было одному музыканту - весельчаку, легкому на руку парню, поэкспериментировать вот так, используя звукосниматель электрогитары, но этот румяный попрыгун предпочел остаться в своем времени - отмахнулся тогда с веселой миной смущения, будто отдуваясь, что пришлось говаривать с фантазером законченным ...