Найти тему
Книжный стиль

CMYK – что нужно знать об этой цветовой модели?

CMYK – цветовая модель, активно использующаяся в полиграфии. Берет свое название от первых букв основных цветов, из которых она состоит, за исключением четвертой буквы:

C – cyan (голубой);
M – magenta (пурпурный);
Y – yellow (желтый);
K – key или blacK (согласно первой версии, буква K пошла от англоязычного key plate, обозначающего в этих странах печатную форму для черного цвета; согласно второй версии, буква K – это последняя буква слова blacK (англ. «черный»), а не использовали первую (B) потому, что она уже есть в модели RGB, из-за чего могла бы возникнуть путаница).

Помимо официального названия CMYK, в полиграфии также используются термины «триадные краски (триадная печать)» и «полноцветная печать».

Справка: отдельно следует упомянуть то, как произносят название данной модели. Чего я только не слышала! И «смик», и «смук» (именно этот вариант часто слышу в типографиях), и «смайк», и т.д. Но все-таки CMYK – это буквенная аббревиатура, и у нас в русском языке есть определенные правила того, как их следует читать. А читать нужно именно по названиям букв, то есть «Си-Эм-Уай-Кей».

Разница в отображении цветов между моделями RGB и CMYK.
Разница в отображении цветов между моделями RGB и CMYK.

Показатель каждого цвет измеряется в процентах, и он варьируется от 0 до 100 (%). Но при этом, количество цветов, доступных в модели, в отличие от RGB подсчитать сложнее. Это связано в первую очередь с меньшей чистотой цветов. Во вторую очередь, здесь нельзя поступить как с моделью RGB и возвести в степень максимальное значение, потому что общая сумма красок не должна превышать 300% (хотя по факту можно сделать 400% (100% х 4 цвета), но в таком случае краска на бумаге просто «поплывет»). К тому же, количество цветов зависит от типа бумаги, влажности, краски, печатного оборудования и т.д. Чтобы хоть как-то снизить влияние внешних факторов на воспроизведение цветов при печати, были разработаны стандартизованные бумаги и краски.

Особенности модели CMYK в полиграфии (предпечатная подготовка)

Вот так выглядит растровая решетка вблизи. На самом деле, редко когда можно увидеть ее невооруженным глазом. Для этого используют специальные полиграфические лупы (см. рисунок ниже).
Вот так выглядит растровая решетка вблизи. На самом деле, редко когда можно увидеть ее невооруженным глазом. Для этого используют специальные полиграфические лупы (см. рисунок ниже).
Вот так выглядит полиграфическая лупа. Используют ее при цветопробе, которая позволяет проверить точность наложения точек друг на друга и отсутствие каких-либо дефектов.
Вот так выглядит полиграфическая лупа. Используют ее при цветопробе, которая позволяет проверить точность наложения точек друг на друга и отсутствие каких-либо дефектов.

Большая часть полиграфической продукции печатается методом офсетной печати (о ней будет отдельная статья). В связи с тем, что офсетная печать не способна передать полутона, для компенсации используют растровую решетку. Растр (в данном случае) – точечная структура полутонового изображения. То есть печать происходит при помощи точек, которые, сливаясь на расстоянии, создают цвета, полутона и переходы (этакий эффект оптической иллюзии, которой подвержен наш глаз).

Пример углов, под которыми проходят точки цветов.
Пример углов, под которыми проходят точки цветов.

Для наиболее равномерного распределения точек, используют определенные углы, под которыми эти точки проходят относительно друг друга. Распространены следующие значения углов: C (cyan) – 15°, M (magenta) – 75°, Y (yellow) – 0°, K (black) – 45° или C (cyan) – 105°, M (magenta) – 15°, Y (yellow) – 90°, K (black) – 135°. Такие углы выбраны неслучайно: если их сместить ненадлежащим образом, то можно получить муар (дефект, при котором появляется ненужный узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков ). При черно-белой печати в основном используют угол в 45°.

Пример муара.
Пример муара.

Пожалуй, самым важным этапом в полиграфии, связанным с моделью CMYK является предпечатная подготовка файла. Именно на данном этапе цветные изображения разбивают на составляющие из 4-х цветов (процесс цветоделения).

Исключение составляет печать художественных альбомов с репродукциями или иные сложные иллюстрированные издания, когда для более полной передачи цветов могут использовать пантон (дополнительный, специально замешиваемый цвет, который сложно (или в случае с золотым или серебряным – невозможно) получить при стандартной триадной печати), тогда цветов становится больше.
Пример цветоделения изображения.
Пример цветоделения изображения.

Для того, чтобы была возможна печать, изготавливают специальные печатные формы. На один печатный лист, в случае полноцветной печати, делают 4 печатные формы, на каждую из которых наносится свой цвет. При наложении всех форм друг на друга и получается цветное изображение.

Наглядный пример того, как меняется изображение при наложении цветов друг на друга.
Наглядный пример того, как меняется изображение при наложении цветов друг на друга.

В этой статье я отметила наиболее важные и очевидные моменты, связанные с моделью CMYK, которые должен знать дизайнер и которые имеют для него практическое значение. Хотя, о ней можно писать бесконечно, потому что здесь была затронута лишь самая малость, ведь помимо офсетной печати существуют и другие ее виды, а там есть свои тонкости и особенности.

Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.

Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!