В 1987 году вышел фильм немецкого режиссера Вима Вендерса «Небо над Берлином» («Der Himmel über Berlin»). Картина достаточно быстро завоевала любовь зрителей и критиков (приз за режиссуру в Каннах). «Небо над Берлином» - пример доступного арт-кино, которое можно смотреть абсолютно в любом возрасте и не бояться что-то не понять. Как Вендерс умудрился найти нужный подход к изложению истории? Давайте разбираться.
Ангелы Дамиэль и Кассиэль гуляют по Берлину и читают мысли самых разных людей – прохожих, студентов, продавцов. Однажды Дамиэль влюбляется в циркачку Марион и из-за этого теряет крылья и бессмертие. Теперь ему предстоит жить среди людей.
Вендерс – один из лучших режиссеров своего поколения. Этот парень мастер рассказывать истории. Основная тема фильма «Небо над Берлином» - гуманизм. Никто еще так умело не признавался в любви к людям. Вендерс дает человечеству надежду. Это его и отличает от других режиссеров того времени, которые вызывали эмоции зрителя путем выявления проблем общества или конкретных людей.
Фильм посвящен трем великим режиссерам – Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и Франсуа Трюффо. Вендерс умело переплетает лучшие стороны каждого из них. Философия Тарковского, любовь к простому человеку Одзу и совершенство формы от Трюффо. Дополняют картину операторская работа Анри Алекана и музыка Юргена Книпера. Автор мечтает о новой форме взаимодействия между людьми – диалог, взаимопонимание, отсутствие границ. Символично, что через два года была разрушена Берлинская стена, а вскоре и СССР. На какой-то короткий промежуток времени Вендерс получил желаемое. Еще одни несомненным плюсом картины является наличие великих музыкантов – Nick Cave & The Bad Seeds, Crime & The City Solution. Атмосфера Берлина конца 80-х тоже повлияла на историю. В то время это был самый модный и продуктивный город. Независимые музыканты, художники и прочие отщепенцы ехали именно туда за вдохновением. На эту тему даже снят документальный фильм - «B-movie: шум и ярость в Западном Берлине».
Самое смешное, что Голливуд вскоре постарается эксплуатировать идеи фильма Вендерса и снимет ремейк «Неба» с Мег Райан и Николосом Кейджем. Типичный пример скудности мысли некоторых студийных боссов – взять европейские идеи и максимально их упростить для зарабатывания денег. Проблема в том, что действительного великое произведение невозможно скопировать. И даже сам Вендерс не смог этого сделать, сняв продолжение.