Бывают великие художники прошлого, у кого биография подтверждает расхожую мысль, что жизнь как зебра: полоса чёрная, полоса белая. И это уже хорошо - значит, от их жизни биографам осталось достаточно фактов, чтобы ещё какие-то полосы там различать.
Бывает хуже: когда биография не то чтобы зебра, а скорее собака-далматинец. Сплошь 'чёрные дыры' и 'белые пятна' - неизвестно почти ничего. И усилия собрать из найденных крох жизненный путь художника - как попытки слепить из пыльных крошек тот целый хлеб, каким он был когда-то 'при жизни'.
Особенно когда история не сохранила даже даты этой жизни. И тогда в дело идёт другая расхожая фраза - что лучше всех о художнике говорят его картины.
В случае Адриана Корте, голландского живописца XVII века, его картины - почти единственный 'говорящий' источник информации, из которого вытекают догадки и версии.
Адриан Корте (варианты фамилии Coorte на русском - Коорт, Коорте) родился около 1665-го. Возможно, в Мидделбурге - процветающем торговом городе в Нидерландах. Умер после 1707-го - вероятно, там же.
Как установил по старым аукционным каталогам его биограф Лауренс Боль, между 1700 и 1900 гг. большинство работ Корте хранились в коллекциях из Мидделбурга и окрестностей. А тамошние ценители живописи приобретали в основном местных художников. Напрашивался вывод, что Адриан Корте провёл свою жизнь и карьеру главным образом в Мидделбурге.
Эту гипотезу поддержала запись в годовых книгах Гильдии Святого Луки (цехового 'профсоюза' художников) Мидделбурга за 1695-1696 г. Согласно записи, некий живописец по фамилии Coorde был обязан уплатить штраф - за то, что продавал в этом городе свои картины, не будучи членом гильдии.
Адриан Корте в самом деле не состоял ни в каких гильдиях художников. Притом что к моменту штрафа он вовсю рисовал как минимум 13 лет - срок приличный. Исследователи предположили - возможно, он и не был профессиональным живописцем. Скорее простым любителем или состоятельным человеком, который писал натюрморты в качестве хобби.
Хотя - состоятельным ли? Две из известных работ Корте созданы на исписанной бумаге. А именно - 'холстом' послужили листы из бухгалтерской книги некоего торговца из Гданьска 1600-х годов. Факт открылся на предпродажной реставрации на аукционе Сотбис. Что это были за картины - посмотреть можно тут
Персики и абрикосы, которые стоят миллионы
Документальных фактов о годах его учёбы в архивах нет. Но был ли он самоучкой? Две самые ранние работы Корте вопиюще близки по стилю к анималисту Мельхиору де Хондекутеру (ок. 1636 — 1695), которого современники называли 'Птичьим Рафаэлем'. Получалось, что Корте был учеником в студии Хондекутера в Амстердаме.
Подробное сравнение птичек-близнецов от двух художников - тут
Египетский гусь, дайверы-утята и пеликаны на двоих
После этого птичек он больше не рисовал. А стал белой вороной в стане художников своего века, которые пачками писали всевозможные натюрморты. Отличался, по-первых, минимализмом. Фрукты-ягоды, орехи, ракушки на каменном столе, простой тёмный фон... У Корте не встретишь популярных в то время сюжетов бюргерского изобилия, где столы и кладовые ломятся от снеди. Нет, веточка крыжовника, связка спаржи, пара персиков с бабочкой или без - вот это вкус Адриана Корте.
Подробнее о его любимых героях - тут
Виртуоз спаржи и крыжовника
Персики и абрикосы, которые стоят миллионы
Земляника в горшочках и её фанат
Все эти фрукты-ягоды он писал роскошно. Вот например, есть в искусстве понятие 'парадный портрет' - когда монарх или аристократ рисуется в полный рост, в помпезных нарядах и с регалиями, иногда верхом на коне. И почему-то у меня, для собственного пользования, этот натюрморт идёт под названием "Парадный портрет Абрикосов". Есть в них что-то величественное, царственное...
Для самых стойких поклонников минимализма - и тех, кто прошел со мной пять доков из цикла про Адриана Корте - на днях будет финальная часть. Продолжение 'портретов вещей' (Спойлер: орехи и ракушки. И кое-что еще). Бонусом - лайфхак от художника, из серии 'А что, так можно было?!'