«Oh, I would like to kiss you thousand times... («О, мне хотелось бы поцеловать тебя тысячу раз...») - как вы думаете, кому принадлежат эти пылкие сюси-пуси? Правильно, вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину! А кому адресованы? Разумеется Инессе Арманд! Надо признать сразу: интимные отношения между ними - факт до конца не изученный. Ну утверждала Александра Коллонтай, что они жили в одной комнате. Ну и что? Может быть они всю ночь обсуждали "Апрельские тезисы". Свечку Коллонтай не держала, да и сама она была девушка влюбчивая и ненадежная. Чуть ли не в день Октябрьской революции вдруг исчезла вместе с мужчиной - красноарейцем Дыбенко. Товарищи подумали - дезертиры. Оказалось, парочке захотелось на юг к морю. Троцкий предложил вернуть беглецов и расстрелять, но Владимир Ильич посчитал это наказание недостаточно суровым. "Коллонтай и Дыбенко надо приговорить к пожизненной верности друг к другу», - предложил вождь и все рассмеялись. Жизнь влюбленных была спасена.
Но все эти шуры-муры были скорее исключением в революционных рядах. Женщины-революционерки носили кожаные пиджаки, были суровы и сильно эмансипэ. И только одна Арманд красила губы и пахла французскими духами. Товарищи по партии острили, что Инессу стоит включить в учебники по марксизму, как образец единства формы и содержания. Конечно, Ленин не спускал своих монгольских глаз с этой Жанны Д’ Арк местного разлива.
Дочь французского оперного певца и актрисы приехала в Россию юной мадемуазель Стеффен, чтобы преподавать пение в обрусевшей и богатой семье купцов Арманд. И так спелась со своими учениками, что вышла замуж вначале за старшего брата, родив ему четырех детей, а потом и за младшего - 18 летнего, родив еще одного мальчика. После смерти мужа от чахотки, многодетная мать ушла с головой в модные революционные идеи. С Лениным и Наденькой познакомились в Брюсселе. Сразу перешли на "ты", что для вождя было чрезвычайной редкостью. Крупская Инессу тоже полюбила всей душой, весьма лестно отзываясь о ней по всякому поводу. Так и сомкнулся этот загадочный любовный треугольник.
Кульминацией отношений стал 1913 год. Ленину было 43 года, Инессе - 39 лет. Он признался жене, что влюблен. Крупская понимала, что Инессе она не конкурент и предложила «отстраниться». Но, как утверждала все та же Коллонтай, Ленин попросил ее «остаться». О причинах сиих экзерцисов историки могут только догадываться, эта тайна так и ушла с вождем в Мавзолей.
Почему все были влюблены в Арманд, более-менее ясно: французский шарм, фигура секси, шляпа с красными революционными перьями. Но за что Арманд полюбила невзрачного картавого мужичка калмыцких кровей? Так он еще и отверг ее. И ведь Арманд сильно страдала.
"Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому бы не могло причинить боль, - писала Арманд Ленину в письме, которое рассекретили только с началом перестройки. - Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя…».
Да уж, чего не сделаешь ради революции.
Революция сильно подорвала силы Арманд.
«...Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато... Я живой труп, и это ужасно».
Ленин решает отправить Арманд на Кавказ подлечиться. В Беслане по дороге домой Инесса заразилась холерой и 24 сентября 1920 года умерла в Нальчике.
Прах Арманд замуровали в Кремлевской стене, хотя по статусу ей такая честь не полагалась. Но это нарушение было единственным, что мог сделать для любимой женщины вождь трудового народа.
Заботу о детях Инессы Арманд взяла на себя Надежда Крупская.
Рудольф Овсянников