ПРИВЕТ КОНСТРУКТОРАМ БМВ,
- своей работе, мне приходится ремонтировать самые разные марки авто. (И рад бы заниматься одной моделью, но в условиях маленького городка это нереально).
- моим «нелюбимым» брендам относятся такие престижные марки, как БМВ и Мерседес. Хотя эти авто и популярные, но из-вестные бренды «позволяют» себе уж чересчур оригинальные конструкторские решения. Да и что там решения, когда даже обычные разъемы эл. проводки у них эксклюзив.
Это авто, (БМВ 730»I», мотор М30, в 32 кузове, 3,0 литра, 1990 год), вдруг ни с того, ни с сего, могло перестать заводиться, а потом, опять начать работать, как ни в чем не бывало. Снача-ла дефект появлялся ненадолго, а потом пропадал на длитель-ный промежуток времени, но потом стал, появляться все чаще
- чаще, но вот, наконец-то, авто «умерло» окончательно и его притянули ко мне в бокс.
То, что нет искры я определил сразу, а вот, чтобы найти причи-ну, пришлось повозиться довольно долго. Сразу же измерил питание на катушке зажигания вольтметром, при включенном
Рис №1. Сигнал форсунки, первичка и напряжение на АКБ. Для измерений был использован лучший диагностический прибор – осциллограф Постоловского
зажигании – все, вроде как, было в норме. Вторым шагом была осциллограмма первички (рис. 1). Вот тут то, сразу, и появились вопросы. Если к управлению форсункой и напряжению на АКБ, претензий не было, то первичка была какой-то, уж совсем, не-правильной. Для полной ясности я, все же ещё раз измерил на-пряжение питания, но на этот раз на АКБ и выводе «30» главного реле (рис.2). Кратко проанализирую эту осциллограмму:
Красный – это напряжение на плюсовой клемме АКБ. Мы видим горизонтальную, ровную линию, т. е. напряжение на АКБ равня-ется 12 вольтам и практически не изменяется.
Желтый – это питание на входе главного реле. С первого же взгляда видна аномальная просадка напряжения, (до величины
Рис №2. Красный – АКБ, а желтый – главное реле
ДВА вольта!), и хаотичные, ломанные скачки амплитуды напря-жения, говорящие о пропадании контакта в цепи. Ну. и как же могла работать ЭСУД, (да и бензонасос тоже), при таких прова-лах напряжения?! (Рис №3). Напомню, что при снижении пита-ющего напряжения ниже допустимого порога, (обычно это 6–7 вольт), блок управления не управляет СУД, (системой управле-ния двигателем), а начинает все вычисления сначала).
Рис №3. Схема ЭСУД
После обнаружения такой огромной просадки напряжения пита-ния, я тут же подал питания на ГР, напрямую от АКБ. Мотор сразу же запустился. После нескольких подключений питания напря-мую и его отсоединения, сомнений больше не было – при под-ключении питания напрямую, мотор запускался, и, соответствен-но, наоборот. Теперь осталось самое главное – найти дефект.
Напомню, что в этом автомобиле АКБ установлена под задним сиденьем, справа, а силовое питание идет проводом большо-го сечения, проложенного в правом пороге кузова. Потом этот провод приходит в пластиковый короб, (находящийся над пра-вым передним колесом), в котором расположены главное реле,
АВТОДИАГНОСТИКА
реле бензонасоса и ЭБУ. Я предположил, что в салоне дефект же разрезал, сначала одну, а потом вторую термоусадочною труб-
маловероятен и начал поиск от моторного отсека. (От пластику, внутри которой и оказался окисленный и полуразвалившегося короба). Но, ни визуальный осмотр, ни зачистка всех контакт- ся предохранитель. (См. Рис 4). Я тут же, громко, произнес очень
ных соединений, ничем не помогли. Тогда я проткнул провод длинную тираду, (но из этических соображений, ни одного слова
иголкой, в месте выхода его из порога, (в районе ног переднего из моего эмоционального «спича» приводить здесь не буду).
заизолировав место прокола, (чтобы исключить попадания вла-
ги и дальнейшее «съедание» медных жил коррозией), я начал
размышлять. Итак, дефект провода находится внутри порога, но
как он там появился и как его найти? Возникла фантастическая
версия, что авто было битое, силовой провод был поврежден и
его «съела» коррозия. Не буду утомлять читателя рассказом о
том, как я, через каждые полметра, разрезал пластиковую защи-
ту, через боковое «окошко» вытягивал провод из порога, и, увы,
безрезультатно, снимал очередную осцилу…
И вот, уже вблизи АКБ, на самом входе в порог силового провода,
мне в глаза бросилось подозрительное утолщение провода, за-
крытое термоусадочной трубкой. Сердце у меня «ёкнуло», и я тут
Рис 5.
Этот предохранитель, можно было увидеть, только, сняв клемму с АКБ, надрезав пластиковую защиту и с большим усилием потянув на себя силовой провод. (Разумеется, после установки перемычки вместо «секретного» предохранителя, авто нормально заработало. (Рис № 5).
На осциллограмме стартерной прокрутки видно, что величины напряжений на плюсовой клемме АКБ и на главном реле сейчас стали одинаковыми).
Возможно, что профессиональным БМВистам, этот предохранитель хорошо известен, но лично я, открыл для себя Америку. Вот так, на пустяковую неисправность мне пришлось потратить полдня. Обидно, что ни в одной из моих схем ЭСУД, этот предохранитель не обозначен