Увеличение парка электромобилей заставляет многих уже сегодня задуматься об обслуживании и ремонте этих, пока еще очень специфических, средств передвижения. У автосервиса существу-ет определенная боязнь, да автомобили с двигателем внутренне-го сгорания пока обеспечивают хлеб с маслом. Но парк увеличивается стремительно (в два раза ежегодно, последние два года). И, несмотря на то, что большинство владельцев электромобилей пытаются разобраться со своими любимцами самостоятельно, количество обращений растет.
Возникает вопрос – с чего начинать. Если учесть, что большинство автомобилей, завезенных в Украину, это Nissan Leaf, то и на-чать стоит с диагностики и обслуживания именно этого малыша. Если у вас есть Nissan Consult 3+, то вы уже можете приступать
- работе, используя этот дилерский прибор. Но что делать, если прибора нет, а Nissan и Renault на вашем сервисе большая ред-кость. Для того, что бы сразу не раздеваться на диагностическое оборудование, на начальном этапе можно начать с программы Leaf Spy.
Программа разработана американцем Джимом Поллаком. Ею пользуются многие владельцы, в том числе и у нас в стране. Другое дело, что используют они упрощенную версию и не заморачиваются с сервисными функциями. Программа не лишена недостатков, но для обучения новому средству передвижения подходит оптимально.
Она существует для операционных систем Android и iOS. Под Android существует три версии. Light, стандарт
- профессиональная версия. Они отличают-ся друг от друга коли-чеством параметров выводимых на экран, а также набором сер-висных функций. Для владельцев яблочных устройств существует только одна версия — pro. Для начала работы Вам также понадобится OBD адаптер ELM327. Здесь нас может под-
жидать засада – адаптер надо проверять перед покупкой — так как не все версии прошивок поддерживают программу Leaf Spy. Установить программу можно на любое устройство с Android или IOS, оборудованное wi-fi или Bluetooth подключением. Это может быть смартфон, планшет либо ноутбук. Для установки бесплатной версии необходимо зайти в Google Play Market и установить ее.
Для подключения к Nissan Leaf, прежде всего, вам необходимо подключить OBD-адаптер в диагностический разъем автомобиля. Разъем находится под рулем автомобиля. Разновидностей электромобилей пока немного, поэтому трудности с запоминанием расположения диагностического разъема не будет.
Далее сопрягаем адаптер с планшетом или смартфоном. Возможно устройство запросит пароль -обычно это 1 2 3 4 или 4 0. После успешного подключения запускаем Nissan Leaf и смотрим чтобы оранжевая иконка в нижнем правом углу экрана сменилась на зелёную.
При первом включении программы вы увидите четыре экрана. Для включения пятого экрана необходимо в меню выбрать на-стройки и поставить галочку Enable напротив надписи Service Screen.
Теперь вам стало доступно сервисное меню.
Какие же параметры можно посмотреть с помощью этой программы?
Не забываем включить сервис Screen для отображения 5 экрана в Когда SOH становится меньше 85% и сохраняется ниже около ме-
сервисном меню. Вот теперь можно начинать.На панели приборов выпадает двенадцатое деление.
Итак первый экран. Он самый информативный и нужный – на
нём отображаются основные параметры высоковольтной бата-
реи, результаты ее диагностики и диаграммы ячеек.
При дальнейшем уменьшении этого параметра на панели прибо-ров пропадают и остальные деления:
Напомним, что в батарее Leaf 96 ячеек, по 2 в каждом из 48 моду-лей. В верхней части экрана находятся остаточная емкость высо-ковольтной батареи. Она рассчитывается контроллером батареи и измеряется в ампер часах.
Этот параметр принято называть остаточной емкостью. Но взяв в руки калькулятор и рассчитав его в процентах – ничего не выхо-дит. К сожалению Nissan хранит данные софта за семью печатями. Поэтому пока можно только утверждать, что чем этот SOH боль-ше, тем лучше.
Следующий параметр — Нх, показывающий процент внутреннего сопротивления от новой батареи.
Этот параметр показывает, сколько энергии вмещает батарея в ампер часах, когда заряжена на сто процентов. Для новой 24 киловаттной батареи она составляет примерно в 66 ампер часов, а для 30 – около 82. Чем ближе показатель остаточной емкости к этим значениям, тем лучше состояние батареи.
Состояние здоровья – State of Health (SOH). Это параметр, показывающий способность высоковольтной батареи с накапливать и удерживать энергию. Измеряется в процентах от новой батареи.
- процессе эксплуатации у каждого аккумулятора повышается внутреннее сопротивление. Это связано с химическими процессами внутри него. При этом часть энергии батареи начинает тра-титься на её нагрев. То есть происходит старение батареи. Имен-но насколько она постарела можно узнать по этому показателю. Чем ближе он 100%, тем лучше.
Если хотя бы один из этих трех параметров отклонился от идеаль-ного больше чем на 15%, можно говорить, что батарея умирает и рекомендовать готовиться к замене.
Говоря о здоровье батареи, стоит упомянуть о том, что при транспортировке из США или другом длительном хранении, эти параметры качества слегка проседают, примерно на 4-5%. Но это не значит, что батарея стала хуже или испортилась. Просто контроллер от недостатка работы начинает немного подвирать. Для приведения контроллера и батареи в чувство, как и в случае автомобиля с ДВС, электромобиль надо нагрузить работой – про-сто поездить в агрессивном режиме. Во-вторых, несколько раз зарядить машину до 100% и разрядить, в идеале до черепахи, но хотя бы до полосок в меню остатка процентов заряда.
АВТОДИАГНОСТИКА
VIN номер авто и серийный номер батареи отображаются поочередно с интервалом 4 секунды.
Пробег автомобиля
В-третьих, может помочь и программный сброс показания высоковольтной батареи. Если сделать сброс батареи летом, то она войдет в свои честные параметры довольно быстро. Но если де-лать это зимой, то придется ждать повышения температуры выше 10 градусов. Только тогда вы увидите правдивые параметры качества самого дорогого узла.
Но на экране осталось еще несколько параметров. Один из них – общее напряжение на выходе высоковольтные батареи.
Количество быстрых зарядок за время эксплуатации.
Ток который высоковольтная батарея выдает или потребляет при рекуперации.
Количество зарядок через порт G 1772.
Эти два последних параметра тоже могут быть весьма полезны, так как по ним с большой долей вероятности можно установить реальный пробег.
На нижней части первого экрана отображаются: указатель активного экрана, напряжение штатной аккумуляторной батареи (с ним довольно часто появляется значение тока его зарядки – значит в этот момент аккумулятор заряжается) .
Еще один показатель стоит снизу – SOC. Он показывает процент заряда высоковольтной батареи. Причём это реальный заряд батареи, которые ни-
когда не достигает 0 и 100%. На панели приборов всегда показы-вается полезное заряд, который можно использовать. И он всегда меньше реального, так как не учитывает страховой резерв.
Под графиком находятся показания минимального, среднего и максимального напряжения одной из 96 ячеек, которые отображаются на графике.
Это говорит о том, что все ячейки в порядке. Но если они не в порядке, то появится другая надпись, с указанием номеров про-блемных ячеек.
Основную часть первого экрана занимает диаграмма значений. На ней отображаются показания напряжения каждой из 96 ячеек в вольтах. А красный цвет указывает, что данная ячейка балансируется.
То есть через шунт из неё сливается лишняя энергия, для достижения единого уровня заряда ячеек.
- верхнем правом углу отображается разница между минимальным и максимальным показаниями напряжения ячеек.
Чем больше разряжается высоковольтная батарея, тем больше будет это значение. Критическим является значение в 200 мВ. Если достигнуто критическое значение – значит, появились про-блемные ячейки, нуждающиеся в замене.
А в скобках разница между минимальным и максимальным значением, а также показания трех датчиков температуры, находящихся внутри высоковольтной батареи.
На нижнем поле в центре показа программы находится версия программного обеспечения. Правее находится кнопочка запуска программы, цвет который указывает состояние подключения.
Если произойдет разряд высоковольтной батареи до уровня напряжения в ячейках меньше 3,7 Вольта, то в режиме паркинг запустится диагностика ячеек. И под графиком может появиться вот такая надпись:
Ещё в правом верхнем углу есть снежинка, касаясь которой вы запускаете подсказки.
При написании статьи использовались фотографии из открытых источников