Найти в Дзене
Retail.ru о розничной торговле

Розница «Билайна» выросла вдвое: как модернизировать ИТ-систему?

Оглавление

В 2018 г. после интеграции с салонами «Евросети» количество торговых точек «Билайн» увеличилось практически вдвое и превысило 3000, сеть вышла в 360 новых городов. Интеграция оказалась успешной: по итогам года выручка от продаж в салонах выросла более чем в 2 раза. Но быстрый рост увеличил и интенсивность работы ИТ-системы – сегодня в салонах «Билайн» ежеминутно пробиваются 200 чеков. В компании озадачились повышением производительности системы и ее бесперебойной работой. Этот проект помогли реализовать эксперты компаний «1С-Рарус» и «1С».

Кто поставил задачу

ПАО «Вымпелком»ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») входит в ТОП-3 игроков телеком-рынка России, обслуживает 56 млн абонентов и около 300 тыс. корпоративных клиентов. Розничные продажи — одно из важнейших направлений деятельности ПАО «ВымпелКом». Разветвленная розничная сеть салонов сотовой связи «Билайн» охватывает всю Россию – от Калининграда до Владивостока. В начале 2019 года в нее входил 3191 салон.

Кто решил задачу

ГК «1С-Рарус»Группа компаний «1С-Рарус» — совместное предприятие «1C» и «Рарус», созданное в 1994 году. Филиалы холдинга работают в 17 городах России и за ее пределами. За 24 года работы на рынке клиентами «1С-Рарус» стали более 150 тыс. предприятий России и стран СНГ, а также подразделения крупнейших мировых компаний. Специалисты «1С-Рарус» разработали свыше 90 типовых решений для 17 отраслей бизнеса. «1С-Рарус» — ведущий партнер фирмы «1С», Сертифицированный партнер Microsoft, Google, Золотой партнер «Билайн» и «1С-Битрикс».

Вызовы роста и задачи проекта

Два года назад мы рассказывали о том, как «Билайн» автоматизировал 1400 салонов продаж. Тогда розничная сеть внедрила новую систему автоматизации «1С:Управление торговлей 8» в 1400 салонах связи в рекордно короткие сроки — за 3,5 месяца. В системе одновременно работали 3500 сотрудников, а подготовка в «1С» к открытию нового магазина занимала всего 5–10 минут.

В 2018 году с резким увеличением количества точек в розничной сети «Билайн» выросло и число пользователей, одновременно работающих в единой учетной системе розничных продаж, — до 9600 человек.

Работа салонов организована на базе кастомизированной конфигурации, в основе которой лежит «1С:Управление торговлей 11», работающей на платформе «1С:Предприятие 8». База системы объемом более 4 Тб развернута на более чем 10 серверах 1С и СУБД.

Разумеется, по мере роста сети требования бизнеса к производительности, стабильности и устойчивости работы системы тоже росли. Это потребовало не только провести необходимые технические и организационные мероприятия, чтобы свести к нулю риск отказа системы, но и повысить ее производительность. Руководство «Билайн» обратилось к фирме «1С» и проверенному партнеру- франчайзи «1С-Рарус» для реализации этой задачи.

Фактически перед экспертами были поставлены две задачи – обеспечить качество работы информационной системы в период активного роста, а также повысить ее производительность и обеспечить бесперебойную, стабильную и устойчивую работу в условиях возросших масштабов сети и новых планов по развитию бизнеса.

-2

Этап 1. Подготовка и нагрузочное тестирование (март — ноябрь 2018)

Для выполнения проекта по нагрузочному тестированию системы на 8000 пользователей и обеспечения бесперебойной работы продуктивной системы эксперты «1С-Рарус» совместно со специалистами фирмы «1С» запланировали и реализовали ряд мероприятий. Фирма «1С» осуществляла методологическую и техническую поддержку проводимых экспертами компании «1С-Рарус» работ, контролировала правильность принимаемых решений и полученные результаты.

Работы, выполненные в ходе проекта

  • Встроены и проанализированы замеры ключевых операций.
  • Успешно проведено нагрузочное тестирование на 8000 пользователей.
  • Собраны необходимые технологические данные, позволившие выявить потенциальные и фактические проблемы и устранить их до начала эксплуатации системы с повышенной нагрузкой.
  • Качественно выполнена оптимизация операций, не достигающих целевого времени с учетом планового роста нагрузки.
  • Регулярно осуществлялась поддержка продуктивной системы, в том числе обновление на новые версии платформы.

Для повышения производительности и стабильности работы системы был использован КОРП-функционал платформы, позволивший гибко управлять нагрузкой в кластере и задействовать механизмы резервирования сеансовых данных.

Активный рост сети «Билайн» завершился летом 2018 года, ИТ-систему успели подготовить к увеличенной нагрузке, и сегодня она полностью удовлетворяет всем требованиям по качеству.

-3

Этап 2. Повышение производительности (октябрь 2018 – февраль 2019)

Основной показатель интенсивности работы информационной базы — это количество пробиваемых чеков за единицу времени. Рост числа салонов «Билайн» и объемов продаж напрямую повлиял на интенсивность работы в системе. Количество чеков, пробитых в минуту, достигло 200!

После активного роста розничной сети, завершившегося летом 2018 года, благодаря работам первого этапа проекта производительность системы оставалась на прежнем уровне. Однако руководство «Билайн» решило не останавливаться на достигнутом и пойти дальше – повысить производительность операций и обеспечить бесперебойную, стабильную и устойчивую работу системы.

Привлеченный 1С:Эксперт по технологическим вопросам (сотрудник «1С-Рарус», сертифицированный специалист «1С») провел аудит конфигурации на наличие «узких мест» производительности. Систему «1С:Предприятие» обновили до версии 8.3.14. В работу были приняты 14 ключевых для бизнеса операций.

Работы по каждой из 14 операций

  • Сбор необходимой для анализа технологической информации.
  • Анализ технологических данных с целью выявления «узких мест».
  • Выработка рекомендаций и предложений по оптимизации.
  • Реализация рекомендаций и частичный рефакторинг кода конфигурации.
  • Демонстрация выполненных оптимизаций компании «Билайн» и получение обратной связи.
  • Реализация в продуктивной среде с фиксацией окончательного результата.

На всех этапах оптимизации по каждой ключевой операции происходило взаимодействие 1С:Эксперта со специалистами фирмы «1С».

Результаты

Единая система учета розничных продаж является ключевой в автоматизации розничной торговли в ПАО «Вымпелком», имеет множество реализованных интеграций и обслуживающих бизнес-процессы операций. Благодаря проведенным работам сегодня ее можно эксплуатировать уже на большей нагрузке — более 10 тысяч одновременных сеансов в единой информационной базе в кластере на платформе версии 8.3.14.

Retail.ru

Теги: билайн сотовый ритейл сеть магазинов автоматизация 1с-рарус

Статья относится к тематикам: Retail, Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы, Открытия и закрытия магазинов, Техника, электроника, сотовый ритейл, Автоматизация на 1С

Источник: Retail.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.