Найти тему

Гид при первом знакомстве с картиной. Как "ей" понравиться

Не робейте. Подходите ближе. Ведь это всего лишь произведение искусства. Или же именно такие слова должны насторожить зрителя? Знакомство с картиной не должно вас пугать, будь это полотно старых мастеров либо же современное искусство. И в том и другом случае можно себя уверенно почувствовать в своих суждениях, зная несколько правил общения с «ней».

Начнём сначала. Любая картина - это ваш новый знакомый, при общении с которым нужно соблюдать дистанцию, как и при общении с любым человеком - около полуметра. Но это расстояние может варьироваться в зависимости от размера мазков, например: так решения плоскостей локальными цветами лучше разглядывать, стоя у противоположной стены, более детализированные моменты требуют тщательного рассмотрения. Тем не менее, музейные смотрители, мягко говоря, будут не в восторге, если вы прилипните к холсту. Поэтому не забывайте про дистанцию.

Уже на этапе рассмотрения у вас сложится первое впечатление о вашей новой знакомой, но оно также может быть обманчиво. Не торопитесь. Начните с анализа композиции. Сначала может показаться, что без знания сюжетов и иконографии в картинах до 19-20 веков вы не сможете понять ровным счётом ничего. Но стоит лишь присмореться. Часто художники оставляют подсказки, с помощью которых легче вычленить как главных героев, так и главную тему. Возьмём, к примеру, картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте»). Существует два таких полотна, которые практически не отличаются по композиции. Один хранится в Лувре и относится к последней четверти 15 века, другой - в Лондонской национальной галерее и написана несколько позднее. Но в одном и в другом варианте композиционное решение наводит взгляд на главное в картине. Замкнутые в треугольник фигуры будут жестами и взглядом указывать друг на друга, и куда бы не попал наш взгляд, он всё же в итоге выйдет на главного персонажа, а именно на Иисуса Христа.

Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах" 1483-1486
Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах" 1483-1486

Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры и тела (треугольник, круг, квадрат и т.д.). В зависимости от фигуры задаётся и настроение картины. Так, например, треугольник, расположенный основанием книзу, кажется устойчивым и стабильным, а вот треугольник, расположенный острием книзу - неустойчивым, парящим. Вписанная композиция в квадрат, как и сама фигура, читается спокойной и уравновешенной. Круг же задаёт динамику, и композиция в этой фигуре будет приобретать оттенок трагизма или же сосредоточения в нём эмоций. Динамику и статику художники подчеркивают диагоналями, фронтальными изображениями (соответственно).

Диего Веласкес "Портрет Инфанты Маргариты" 1659
Диего Веласкес "Портрет Инфанты Маргариты" 1659
Валентин Серов "Девочка с персиками" 1887
Валентин Серов "Девочка с персиками" 1887

Обращайте внимание и на свет, на его источник и степень освещённости персонажей. Главное традиционно освещено ярче и выдвигается на первый план, остальное же остаётся в тени.

Рембрандт "Возвращение блудного сына" 1663-1669
Рембрандт "Возвращение блудного сына" 1663-1669
Караваджо "Призвание апостола Матфея" 1599
Караваджо "Призвание апостола Матфея" 1599

Также, с помощью света художник способен создавать активные диагонали, которые буквально дословно трактуют сюжет произведения, как например делает Караваджо. Без света не мыслится и цвет, который и несёт в себе свет. Цветом также вычленяется особенно важное, как например, мы видим это в классицизме. Главные герои часто отмечаются красными деталями.

Александр Иванов "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" 1824
Александр Иванов "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" 1824

С современным искусством, со всеми «измами», с которыми вы встретитесь, нужно быть аккуратными и не ставить себя выше художника, как это делают многие, проходя по выставкам. Но и не нужно стараться превозносить то, что откровенно не представляет из себя ничего высоко-художественного. Искусство нового времени отходит от реализма, отходит от того, что мы привыкли видеть и соотносить с реальностью жизни. Это и пугает многих, предвосхищая гневные комментарии. Тем не менее, старайтесь в таких произведениях обращать внимание на баланс и гармонию цвета, композиции, геометрических и пластичных форм. Не нужно думать, что это легко сделать, ведь достичь таких гармоничных решений без грязи и дисбаланса очень трудно, и в каких-то случаях даже абстрактные композиции станут более «реальными» нежели картины самих передвижников. Современное искусство нацелено, по большей части, на личность, на личные переживания и открытия в картине. Поэтому не бойтесь видеть в нём что-то новое и трактовать отлично от других, но и перегибать палку тоже не стоит, ведь создавали её не вы, поэтому и уверенности в таких суждениях быть не может, лишь то, на что вас навеет размышления о работе.