Даже самым маленьким по силам решать многие вопросы.
Брать на себя обязательства.
В чем же дать свободу выбора малышу?
Что такое чувство ответственности?
Готовность отвечать за последствия принятых решений, выполненных действий
Разница между послушанием и ответственностью огромна.
Покорно выполняющий все требования взрослых ребенок, тихий и удобный ребенок.
И совершенно теряющийся без контроля взрослого.
Он вырастет бесхарактерным, несамостоятельным человеком.
Понятно, что дошкольник не может жить самостоятельно.
Надо очертить определенный круг действий, который ему вполне по силам.
Невозможно воспитать самостоятельного человека, если ему не доверяют даже простых обязанностей
Последствия своих решений для окружающих он научится видеть, если ему объяснить почему нельзя шуметь когда кто-то болеет.
Это проявление ответственности и участия к близким.
Родители могут поручить ребенку часть действий по уходу за домашними растениями, за домашними животными.
Также он может самостоятельно относить грязную одежду в корзину для белья.
Убирать за собой посуду в мойку.
Ребенок готов справиться со многими поручениями гораздо раньше, чем думают родители.
Постоянно откладывая передачу обязанностей они рискуют дотянуть до грустной ситуации.
Когда практически взрослый человек, юноша или девушка теряются в самых простых бытовых случаях.
3 года
В три года предложить назвать, что он хочет к чаю.
Какую кофточку одеть. Предложить выбор из 2-3 комплектов.
Иногда разрешить не есть, когда не хочется.
С точки зрения родителей малыш сделает “неправильный” выбор.
Не так страшно, как кажется в большинстве случаев.
4-5 лет
Четырехлетний, пятилетний справится с решением, где погулять, с кем играть, выбор приятелей - первых друзей.
6 лет
Шестилетний ребенок сумеет что-то подобрать в магазине, что-то из предлагаемого ассортимента купить на какую-то определенную сумму.
Обязательно надо спросить почему он принял то или иное решение.
Какие он приводит аргументы? Если что-то кажется неправильным, подсказывать надо мягко.
Выбрал летнюю одежду зимой — стоит объяснить, что прогулка будет очень короткой, придется вернуться домой, чтобы согреться.
Взрослый легко может предложить варианты, которые устроят и его и ребенка
«Выбор без выбора» тоже применим, 2-3 варианта одинаково подходящих по мнению взрослых в простых случаях.
Из какой кружки пить, из какой тарелки есть или какого цвета шапочку надеть.
Заставлять не надо. Малыш может быть не готов сделать выбор, может растеряться, что ж пусть пройдет какое-то время.
Позже попробовать еще разок. В простых ситуациях разрешить действовать самому очень правильно. Не надо вмешиваться.
Необходимо объяснить естественное продолжение ситуации
В грязной комнате нечего делать приятелям.
Приобретение одной игрушки - это нехватка денег на другую.
Это естественные последствия сделанного выбора.
Для развития расширять зону комфорта необходимо. Родители помогают, создают ситуацию выбора.
Конечно, полностью послушный ребенок очень удобен, но беспрекословное подчинение в детстве ведет к слабохарактерности, неуверенности в будущем.