С чего начинается книга

2,3K прочитали

Говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается книга? С пролога? Не угадали. Это для читателя она начинается с пролога, а для писателя с задумки, с той смутно-неясной идеи или с яркой, как вспышка, мысли-образа, а, возможно, с общей концепции книги.

   Говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается книга? С пролога? Не угадали.

Хорошая задумка – половина книги

Обычно задумка рождается внезапно. Бывает достаточно какого-то события, фразы, встречи, чтобы возникла идея, еще не четкая, но уже требующая своего воплощения. Например, В. И. Суриков образ своей «Боярыни Морозовой» увидел в вороне, сидящей на снегу. Хоть речь здесь идет о картине, а не о книге, но психологические механизмы рождения идеи схожие.

Случается, что задумка возникает под влиянием чтения книг других авторов. Нет, это не плагиат, не воровство идей. Чужое творчество дает толчок, выступает как катализатор мышления, если, конечно, это настоящее творчество, а не унылая серость. Оно пробуждает массу ассоциаций, мысли в голове начинают бурлить, человека охватывает особое ощущение, предчувствие чуда. И вот рождается задумка – внезапно, как вспышка, как озарение. Она яркая, жгучая, побуждающая к активности, требующая немедленного воплощения. Она сидит в голове, как раскаленный гвоздь и мешает сосредотачиваться на других делах.

Мысли постоянно крутятся вокруг новорожденной задумки, неясная идея постепенно обрастает плотью, герои приобретают индивидуальность. В голове мелькают фразы, характеристики, отдельные сцены, чаще всего не связанные друг с другом. И все это варево бурлит, кипит, как «разум возмущенный», и нестерпимо просится «на бумагу», в новенький, еще девственно чистый файл, который уже получил свое, пока еще рабочее название.

   Говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается книга? С пролога? Не угадали.-2

Пальцы буквально горят от желания прикоснуться к клавиатуре, а в душе жажда творчества борется с боязнью чистого листа. Она вызвана не только психологическим кризисом начала, но и страхом перед грандиозностью задачи. Один авторский лист 40 тысяч знаков, 10 авторских (стандартный объем книги) – 400 тысяч. 400 тысяч ударов по клавиатуре, почти полмиллиона букв, складывающихся в слова, предложения, сюжетные линии, характеры героев. В общем, страшно, аж жуть! Но терпеть уже нет сил, автор, глубоко вздохнув, заносит руки над клавиатурой. И…

Где можно споткнуться в самом начале

И тут его поджидает сразу целая куча булыжников, рытвин и канав. То есть тех ошибок, совершив которые будущий создатель бестселлера легко убивает самую яркую, интересную и оригинальную задумку. О каждом булыжнике мы с вами поговорим подробно и разберем способы, как его аккуратненько обойти. Чтобы не споткнуться. А сейчас я просто назову три наиболее типичные для авторов камни преткновения.

   Говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается книга? С пролога? Не угадали.-3

Ошибка 1. Куда кривая вывезет

Слышали выражение: «полет фантазии»? Ага, вот именно, стоит начать писать, как удержать летящую сломя голову фантазию бывает сложно. Нет, бывает, конечно, что у человека с фантазией проблемы, но обычно такие не увлекаются литературным творчеством.

Итак, фантазия летит сломя голову и часто непонятно куда. Соответственно очень часто заводит сюжет в тупик, герои оказываются в безвыходном положении, а автор не имеет представления, что будет дальше. В чем причина? В отсутствии четкого, продуманного плана, в котором расписываются подробно все события, повороты сюжета, ключевые действия героев. Скучно? А что делать? Без этого автор, окончательно запутавшись, может просто забросить недописанную книгу или выкручиваться, используя «рояли в кустах».

Ошибка 2. С выходом из-за печки или С чего начать

Ошибка стара как мир, и с ней мы сталкивались еще в школе, когда писали сочинения. О чем писать знаем, а с чего начать – нет. Первые страницы, первые предложения самые сложные. Ведь начать нужно ярко, красиво и в то же время увлекательно, чтобы читатель с первых строк погрузился в повествование, забыв про сон, еду и даже учебу или работу. Но как назло, в голове пусто, также как пусто на чистом белом вордовском файле или листе бумаги. Вот и начинаются пространные и нудные рассуждения ни о чем или подробные описание героев, больше напоминающие текст с плаката: «Их разыскивает полиция».

Ошибка 3. Экшен не к месту

В разнообразных пособиях по писательскому мастерству, на курсах и в сборниках советов разной степени нужности всегда подчеркивается, что начало должно быть забойным. Прямо, чтобы аж тряхнуло читателя, и он вцепился бы в книгу, дабы его не снесло фантазией писателя. Вот и стараются впихнуть в начало экшен, даже если для развития сюжета он и не нужен. Главное, чтобы вначале был. А вспомнив возможную ошибку № 1, можно предположить, что автор и сам потом будет ломать голову, как текст увязать с этаким началом.

Мы с вами обязательно разберем, как избежать этих ошибок. Если, конечно, вы подпишетесь на мой канал, чтобы нам с вами не потеряться на просторах Яндекс-Дзена.

И да, прочитать, как не затеряться в массе пишущей братии и увлечь читателей своим творчеством вы можете прочитать вот здесь.

А сейчас я заканчиваю «дозволенные речи», чтобы не утомить вас многословием, мои дорогие читатели. И да, не забудьте порадовать меня лайком, если статья вам понравилась.