Найти тему

Россия – Грузия: новая пауза

События, последовавшие за протестами грузинской оппозиции против участия российской парламентской делегации в работе Международной академии православия в Тбилиси, нарастали как снежный ком и, в конце концов, привели к очередному кризису в межгосударственных отношениях. Одной из первых жертв этого кризиса стал туризм.

Реакцией на антироссийскую риторику демонстрантов, поддержанную грузинскими политиками вплоть до Президента страны Саломе Зурабишвили, стало введение российской стороной 21-22 июня ряда санкций, в числе которых временный запрет национальным авиакомпаниям на перевозку российских граждан на территорию Грузии и последующий запрет российского Минтранса на полёты грузинских авиакомпаний в РФ. Оба ограничения вступают в силу с 8 июля.

Параллельно, исполняя Указ Президента РФ «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий», Ростуризм рекомендовал российским гражданам воздержаться от поездок в Грузию, а туроператорам и турагентам - «приостановить реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Грузию до нормализации обстановки в стране».

Особо, ссылаясь на статьи 10, 14 отраслевого ФЗ-132 и статью 451 ГК РФ, представители ведомства подчеркнули, что «в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств... При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

Россия – один из ключевых рынков для грузинского туризма. Согласно данным Национальной туристской администрации, в 2018 году страну посетили 1,4 млн российских граждан, в том числе1,083 млн с туристическими целями, что составляет 21% от общего объёма въездного турпотока. При этом российские туристы оставили в стране порядка полумиллиарда долларов США.

Тем не менее, с учётом того, что авиационным транспортом в страну въезжает менее трети (29%) россиян (до 70% граждан РФ прибывают в Грузию через наземный погранпункт Казбеги), представители грузинского турбизнеса не считают ситуацию катастрофичной. «Учитывая, что часть людей приедут наземным транспортом, часть прилетят через третьи страны, можно говорить о потерях приблизительно в 10% турпотока, - прогнозирует Егор Павлов, руководитель компании MyGeorgia, принимающего туроператора в Грузии, Армении и Азербайджане. - Цифра большая, но не критичная».

Две трети российских туристов – возвратные, и это, по мнению грузинских экспертов, должно помочь смягчить ситуацию. «Скажу, как человек из России, который живёт в Тбилиси: никакой русофобии нет, в городе абсолютно спокойно, угроза безопасности для россиян близка к нулю, - продолжает Егор Павлов. - Основная угроза на сегодня в Грузии - это объесться хачапури и не увезти всё то вино, которое понравилось».

Однако для организованного туризма из сибирского региона потери от введённых ограничений могут оказаться более значительными. Основу регионального турпотока составляет регулярный рейс из Новосибирска в Тбилиси авиакомпании S7, запущенный в апреле 2017 года. Спрос на направлении постоянно рос: если в 2017 году в обе стороны было перевезено 8,6 тысяч пассажиров, то по итогам прошлого года пассажиропоток практически удвоился и достиг показателя в 17,3 тысяч человек. Данные первых пяти месяцев текущего года (8,4 тысячи пассажиров) свидетельствуют о более чем четырёхкратном росте пассажиропотока на направлении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (стоит учитывать, что в феврале – марте 2018 года перевозчик делал перерыв в выполнении программы полётов).

Не удивительно, что логическим продолжением роста пассажиропотока на грузинском направлении стала постановка перевозчиком в июне этого года нового рейса Новосибирск – Батуми. Всего в летний период на черноморское побережье Аджарии предполагалось выполнить 19 рейсов с расчетной ёмкостью до трёх тысяч кресел в одном направлении.

С введением временных ограничений перспективы прямого пассажиропотока резко упали. «Доля россиян среди наших гостей доходит до 80%. Какие-то отмены мы уже получили, какие-то точно получим, новых заявок тоже не ждать приходится», - подводит первые итоги Егор Павлов. Однако, по мнению собеседника STI, драматизировать ситуацию не стоит: «Мы диверсифицированы за счёт Азербайджана и Армении. Наш ключевой продукт: тур по трём странам, который стартует в Баку и оканчивается в Ереване, соответственно, запрет на полёты в Грузию на эту программу никак не повлияет. Буквально на этой неделе отправляемся в командировку в Азербайджан, чтобы расширить линейку туров там».

Вариант с посещением Грузии через столицы соседних государств доступен для жителей Новосибирска (прямые рейсы в Баку и Ереван) и Красноярска (Баку). При этом следует отметить, что по итогам 2018 года пассажиропоток на направлениях Новосибирск – Баку и Новосибирск – Ереван были практически вдвое интенсивнее, чем между Новосибирском и Тбилиси.

Реальным результатом введённых ограничений может стать переориентация организованных туристов на другие направления. Поклонники отдыха в Грузии по-прежнему смогут организовать свой отдых, несмотря на существующие сложности. Делать прогнозы, как долго продлится существующая ситуация, пока не готов никто.