Продолжаю знакомить вас с экспозицией Новой Третьяковки. Сегодня поговорим о картине Фёдора Решетникова «Опять двойка» (1952).
Мальчик с картины – словно наш старый приятель. Каждый советский школьник писал по этой картине сочинение. Помните? В зале, где висит картина, царит радостное ощущение узнавания: и «Утро» здесь, и «Дочь советской Киргизии»…
Мало кто помнит, однако, что «Опять двойка» - вторая часть трилогии Ф. Решетникова. Первая картина называлась «Прибыл на каникулы» (1948). На ней изображён юный суворовец, которого встречает вытянувшийся по стойке «смирно» гордый дед. Третья картина в трилогии – «Переэкзаменовка» (1954). Сельский школьник сидит за письменным столом и пытается учиться, а во дворе играют товарищи и зовут его с собой.
Сюжет второй в трилогии картины «Опять двойка» возник случайно: художник решил сделать героем отличника и отправился в школу, чтобы понаблюдать за детьми. Вызванный к доске отличник растерялся: он решил, что художник на задней парте – проверяющий. Отличник стоял с поникшей головой, и его образ подсказал художнику новый замысел – «опять двойка». Первоначально действие картины происходило в школе, однако впоследствии художник перенёс его в дом. Так появилась известная всем нам «Опять двойка».
По другой версии художник писал картину с образа свой дочери Любы. Когда у неё случались плохие оценки, она норовила проскочить в дом незамеченной. Если это не удавалось, то Люба, расстроившись, виновато склоняла голову набок. Ф.Решетников считал, что неуспеваемость ребёнка – это беда не только ученика, но и всей его семьи. Именно это ощущение он и передал в картине.
Картина писалась с натуры. Наиболее сложным оказалось заставить собаку стоять в нужной позе. Для этого за пазуху мальчику клали бутерброды с колбасой. Этот любопытный факт даже лёг в основу одного из вопросов телезрителей знатокам современной игры «Что? Где? Когда?», и я помню эту передачу.
Итак, почему же герою трудно учиться? Виной всему – война, поставившая матерей перед необходимостью в одиночку воспитывать, кормить, учить, развивать детей. Конечно, ни о каком полноценном развитии личности, её привязанностей, увлечений, интересов говорить не приходилось. Выжить бы.
Рассказывает психолог Людмила Петрановская:
«Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Даже интеллект нарушается в условиях депривации. Помните картину «Опять двойка»? Она написана в 51. Главному герою лет 11 на вид. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни, и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. На стене – трофейные часы. А мальчику трудно учиться.»
Понравилась статья? Поддержите лайком и подпиской! Спасибо.
Читайте также:
Не только «Чёрный квадрат» и «Купание красного коня». Искусство XX века, без которого нельзя.
Кем на самом деле была девочка с картины?
Как импрессионисты сделали живопись доступной для всех
Приглашаю к сотрудничеству художников, преподавателей живописи, искусствоведов, кураторов галерей, дизайнеров интерьеров и smm-маркетологов. Если вы хотите разместить здесь своё интервью или статью по теме блога, присылайте свои заявки на caramelgallery [@]gmail.com