Найти тему
Когда мама педагог

Первое прочитанное слово. Буква «Молния»

Чем можно так порадовать ребенка, чтобы он полчаса довольный прыгал по комнате и распевал песни? Майя сегодня вела себя именно так после того, как впервые в жизни прочитала и написала слово «мама».

Она продолжает болеть, поэтому логопедические упражнения мы все так же пропускаем. Хотя мне очень хочется их возобновить, на фоне болезни и отсутствия тренировки речь стала совсем невнятной.

Работа над фонематическим слухом

Сегодня задания с карточками на определение первого звука в слове немного изменились: в методичке написано, что нужно не показать карточку, а назвать первый звук изображения на картинке. Я отобрала рисунки, начинающиеся с гласных и простых согласных звуков, которые дочь произносит: [д],[т],[к],[м]. Получилось 11 карточек, все звуки были выделены и озвучены верно, что меня очень порадовало.

Складывание звуков в слова тоже прошло успешно, даже похожие слова уши-усы, усы-осы Майя отгадала. Сегодня уже и четырехбуквенные слова с открытым слогом ей поддались. Прогресс налицо.

С последним звуком в слове все так же сложно, дочь постоянно добавляет не звук, а слог, или вообще произносит полное слово и не понимает, что меня не устраивает. Напоминаю, что задание — добавить недостающий звук (один!) в слове.

Карточки на поиск общих звуков я отобрала с общим первым звуком. Здесь все в порядке, первый звук Майя слышит и называет. В словах «майка» и «муха» я долго пыталась указать, что и последний звук тоже одинаковый. В итоге получилось, но не с первого раза и с большой интонационной подсказкой: «Майкаааа, мухааааа – какой звук общий в конце слов?» У меня ощущение, что гласные дочь как звуки не воспринимает и всегда очень удивляется, когда их нужно назвать.

Изготовление молнии

К сегодняшней поделке потребовалась достаточно большая моя предварительная работа, но уж очень мне понравилась идея самодельного мобиля с молнией и тучей. Молния - это стилизованная буква "М". Я сделала основу из 2 фломастеров, скрепленных крест-накрест, привязала тонкие резиновые нити (леску не нашла), нанизала на них бисер в виде дождя, вырезала заготовки молнии и тучи из картона (по 2, чтобы получилось двустороннее изображение). В итоге ребенку осталось только склеить две кусочка картона с ниткой в середине.

Процесс изготовления молнии. Фото автора
Процесс изготовления молнии. Фото автора

Все получилось очень быстро. И пока я собирала все вместе, Майя успела еще себе веер из картона вырезать и украсить обрезками бумаги.

Написание букв и чтение

Букву «Молнию» на буквенном лото найти было легко, научиться ее писать тоже не составило труда. Все остальные буквы снова доставались из коробки наощупь, и снова были угаданы безошибочно. Даже неудачные в моей кассе букв Л и П, которые сделаны очень похожими, и то были названы правильно.

Все изученные буквы написаны. Фото автора
Все изученные буквы написаны. Фото автора

И вот наконец кульминация сегодняшнего занятия – первые карточки чтения по догадке. Начали со слов «кот» и «дом», которые сначала Майя «прочитала» как «кошка» и «домик», вот что значит по догадке. Затем посмотрели на буквы, назвали их, вспомнили, как они звучат – и невероятным образом получились искомые слова. Просто чудеса! Записали их на доске, как положено.

Первое написанное самостоятельно слово. Фото автора
Первое написанное самостоятельно слово. Фото автора

Но самое главное чудо было на карточках «мама» и «папа» - я поленилась искать и приклеивать наши с мужем фото, поэтому оставила буквы без зрительного ориентира. Сначала Майя назвала буквы, потом собрала звуки [м] и [а] в слог, затем второй –и сама догадалась, что получилось «мама». Это открытие ее потрясло и поразило. Она носилась по комнате, прыгая и скача от переполнявших ее эмоций: «Я сама прочитала, без подсказки!». По-моему, она расстроилась, когда я сказала, что больше карточек без картинок нет, хотя вообще карточек для чтения еще очень много. С «папой» получилось уже поспокойнее, но тоже с большим удовлетворением.

Подготовка руки к письму

Орнамент
Орнамент

Последние задания на обведение и раскрашивание рисунка и копирование узора замечательно подошли для расслабления. Пока Майя рисовала, втыкала кнопочки, натягивала резиночки и обводила линии, она смогла успокоиться от перенесенных открытий. Но стирать с маркерной доски первые прочитанные и написанные самостоятельно слова мне запретила.

В конце Майя еще просила почитать, но я уговорила оставить задания на другой раз. Урок сегодня получился очень эмоциональным и результативным, правда, долгим.