Найти тему

Рецензия на альбом группы «Атлас» «Атлас» (2011)

АТЛАС
Атлас
℗ 2011 Е. Мясников, В. Димин /
Bomba-Piter Inc. CDMAN 458-11
14 tracks = 64'38"

Прошедшее, как водится, совершенно незамеченным издание этого архивного альбома – еще один акт справедливости по отношению к технократической сцене русскоязычного (а не «русского»!) рока начала 80-х. Ибо перед нами – считавшиеся утерянными студийные записи тех самых, как теперь принято выражаться, «тру-“Землян”», в 1980 году вынужденно сменивших название на «Атлас», олицетворявших «умное» крыло питерской полупрофессиональной сцены тех лет и бывших для северной столицы тем же, чем для Москвы являлся классический состав «Високосного лета». Детище клавишника-виртуоза Евгения Мясникова исполняло материал, бесконечно далекий от всего, что стали называть впоследствии «ленинградским роком» – сложные по аранжировкам и не самые очевидные по ритмическим схемам протяженные пьесы с упором на инструментальную составляющую, явно инспирированные творчеством Deep Purple, Uriah Heep; Emerson, Lake & Palmer и Kansas.

Честно говоря, вся студийная программа из восьми композиций, записанная в инструментальном облике еще в 1982-м и завершенная с вокалистом Дмитрием Мирским 28 (!) лет спустя, производит впечатление непреднамеренного ответа на вторую концертную программу «Автографа» 1981 года. Но если «Автограф» шел путем создания запоминающихся мелодических и гармонических конструкций на фоне виртуозного музицирования, то Евгений и его коллеги поступали почти наоборот – залихватские клавишные партии лидера группы, восходящие и к Джону Лорду, и к тандему Керри Ливгрена и Стива Уолша из Kansas, а также затейливая гитара Александра Скрябина (впоследствии – в «Августе» и «Королевской охоте») сами становились основой для интересных пьес. Стилистику «Атласа» вполне можно назвать неоклассикой – другое дело, что группа значительно определила свое время: в начале 80-х этот термин к рок-музыке не применялся… Только не надо думать, что Евгений как основной композитор группы был неспособен создавать хиты – к примеру, русская мелодика, традиционная для нашей сцены той эпохи отчетливо заметна в «Колесе», аранжировки которой отсылают одновременно к Deep Purple и Kansas, а уж пьеса «Белый цвет» со скрипичным соло Ольги Простокишиной заслуживает звания «русского народного ответа на Kansas». Кен Хенсли как композитор и клавишник также повлиял на Евгения – тому доказательством «Да, вы правы» и «Полет времени». Совершенно состоятельный и в очень малой степени вторичный по отношению к даже вышеперечисленным именам материал – кто знает, как сложилась бы судьба «Атласа», удайся попытки группы перейти на профессиональную сцену… Наверняка ее имя наряду с «Автографом» и «Диалогом» в первой половине 80-х стало бы синонимом отечественного прогрессив-рока, а данная программа обрела бы гораздо более соответствующее смелым замыслам ее создателей звуковое воплощение.

Хотя бонусами данного CD оказались шесть концертных номеров, записанных с покойным ныне вокалистом Григорием Чистяковым еще в 1980 году с совершенно этнографическим, выразимся так, качеством, мощь «Землян» / «Атласа» заметна и на них. В кои-то веки, прослушав CD целиком, можно убедиться, что именно до появления на нашей сцене печально общеизвестных личностей, русская школа рок-музыки не была чем-то беспомощным и смехотворным – каковой, к сожалению, она стала с помощью этих только что (не)упомянутых персон.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.