Это третья и завершающая статья с размышлениями и рассказами Ильи Подорванова для канала «Что там на Сотбис?»
Илья — коллекционер, инвестор и основатель галереи современного искусства Podorvanov Art Gallery. Вот что он уже нам рассказал:
— Часть I. С чего начался путь Ильи в коллекционировании и причем здесь марки
— Часть II. Какие иконы ценятся на рынке и как под слоем копоти обнаружилась икона петровской эпохи
В этот раз поговорили о моральной стороне вопроса продажи икон.
Об экспорте икон
Сейчас я в большей степени работаю над галерей, которая продает русское искусство иностранцам — в США, Лондон, Европу. Мне это интересно.
К тому же русская икона — это известный бренд. Многие интересуются ею с точки зрения изобразительного искусства.
Россия перестала была закрытой страной за железным занавесом, и многие русские художники стали и продолжают становиться востребованными за границей. Такая активная позиция, в том числе и на рынке икон, сейчас заметна невооруженным взглядом. Если ты создаешь что-то фантастическое, тебя оценят. И всем будет все равно, откуда ты родом.
Что касается процедуры, старинные иконы вывозить из России нельзя. Есть порядок: старинный предмет необходимо отнести на атрибуцию в Министерство культуры и сообщить, что вы хотите его вывезти. В министерстве делают экспертизу и определяют, насколько это уникальное для культуры России произведение. Если эта вещь уникальна, вывезти ее не удастся.
За границу я продаю только новые иконы, у которых есть ныне живущий автор и все документы.
За границей есть два типа покупателей икон: христиане (причем не обязательно православные), которые относятся к ним как к предмету почитания, и те, кому иконы интересны как произведения изобразительного искусства.
Это тонкий момент: для нас, верующих людей, икона — это предмет религиозного культа. Это святыня, которая всегда сопутствовала нашей истории. Для католиков или просто для людей, которые увлекаются изобразительным искусством, это не святыня. Смотря на нее, они понимают, что на ней изображен Христос или Дева Мария, но они не относятся к этому как к предмету почитания и поклонения.
В итальянских галереях висят византийские иконы и о них рассказывают с точки зрения изобразительного искусства. Если вы придете в западные католические храмы, очень часто и в них вам встретятся православные русские иконы. Даже здесь к ним могут относиться как к произведению искусства.
Это можно сравнить с впечатлениями, которые вы испытываете, когда приходите в музей и видите греческую скульптуру. Для вас это просто красиво, вы не думаете, что для кого-то в этой скульптуре запечатлено божество. То же самое с африканскими, малазийскими тотемами, идолами — это просто интересно, красиво и может стать частью интерьера.
Человек, который интересуется коллекционированием, допускает наличие у себя в интерьере статуи Шивы. Мне доводилось бывать в домах у кришнаитов, где висят картины с изображением Шивы. У меня они не вызывают никаких религиозных переживаний, это просто интересная интерьерная вещь.
О моральной стороне вопроса продажи икон
Часто приходится слышать от православной публики: «Да как же так можно, покупать иконы?! Да как можно их продавать?» Но как иначе? Икона требует специальных условий хранения. Благодаря перепродаже иконы и сохраняются. Церковь как институт не в состоянии собрать, отреставрировать и сохранить все иконы.
К тому же есть иконописец, — например, моя сестра, у которой трое детей. Она же должна их кормить. Момента с деньгами никогда нельзя было избежать. Русские иконы появлялись в 18-м и 19-м веках в домах верующих именно так: автор всегда получал деньги за свою работу. Это нормальная ситуация, когда человек покупает и продает иконы.
Григорий Лепс — воцерковленный человек, и у него большая коллекция икон. Всю свою жизнь он вкладывает в нее деньги. И я безумно благодарен ему и сотням других коллекционеров. Я очень благодарен тем, кто начал заниматься собирательством икон в 80-е, 90-е, потому что они сохраняли множество работ, систематизировали их. Это большой труд — люди тратили на это свои деньги, свое время, свои жизни.
О том, что приносит коллекционирование, кроме денег
Я занимаюсь коллекционированием, потому что в первую очередь мне очень интересно этим заниматься. Я с огромным удовольствием «проглатываю» книги, статьи, получаю удовольствие от общения с коллекционерами. Это живой, не закостенелый рынок, который постоянно пополняется. Я совсем не жалею, что ушел из консалтинга. Сейчас я счастлив.
В самом начале статьи вы можете найти ссылки на другие части из беседы с Ильей Подорвановым.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи о мире коллекционирования и искусства
Узнать больше о галерее Ильи Подорванова:
www.instagram.com/podorvanov_art_gallery
Узнать больше об иконописной мастерской: