Найти тему

Смоленск - это люди

Когда вы что-то слышали о театре в Смоленске? Недавно оттуда пришла новость: городской драматический театр хотят отдать под филиал Мариинке. Причем из названия статьи следовало, что театр этот там единственный. Тем не менее, кроме Смоленского драматического, Камерного и Театра кукол в городе есть еще ряд любительских театров. А недавно там появился и документальный театр, в буквальном смысле завезенный петербургским режиссером Петром Чижовым.

Для Чижова Смоленск родной город, возвращение туда и попытка сделать честный и современный театр — как своеобразный долг перед другом детства. Еще в марте 2018 года он с командой драматургов провел лабораторию, где были собраны и записаны истории смолян. Затем, в октябре, последовал фестиваль документального театра о городе — [Место: Смоленск], включавший в себя читки пьес, показы спектаклей и лекции о современном театре. Эта театральная инициатива запустила в городе какие-то преобразующие процессы: молодые люди, пришедшие на фестиваль, впервые увидели, что театр может быть разным, он может выходить в город, говорить на современном языке и даже твоим голосом. Но фестивалем история взаимоотношений Чижова и Смоленска не закончилась. Режиссер продолжает совершать набеги на город, результатом которых становятся новые проекты — выставки, читки, концерты, спектакли. В мае этого года мне удалось увидеть три из них.

-2

Первый — «Карманный Смоленск» — своеобразная аудиоэкскурсия по городу. Очень полезная, если ты в Смоленске в первый раз, а для тех, кто прожил в городе всю жизнь, может открыть его по-новому. В основе спектакля — записи голосов жителей, прошедших по этому маршруту ранее и поделившихся своими воспоминаниями о городе 70-х или 90-х, вперемешку с историческими фактами. Возможность взглянуть на город глазами другого, узнать его в историческом разрезе и соединить со своим личным отношением к Смоленску. Проводник фиксирует внимание на точках, о которых идет речь, повторяет действия, подолгу стоит на одном месте, давая возможность не только изучить конкретное здание, но и всмотреться в окружающее пространство. Для меня этот спектакль стал знакомством с городом, который предстал местом с постоянно пульсирующей исторической памятью, городом, в котором на развалинах былых эпох проходили студенческие тусовки 90-х, и эти самые развалины сейчас бесконечно реставрируются (или нет) за заборами. Финал спектакля проходит на Площади Победы, где, в окружении крепостной стены XVI века и неработающего советского кинотеатра «Октябрь» с обосновавшейся внутри ярмаркой, зрители обходят вокруг памятника защитникам Смоленска, зацикливая войну до бесконечности. Ритуальное зализывание исторических ран, идолы-солдаты былых эпох и современный театр, пришедший в родной город на правах гостя, — все это про какую-то иную ментальную карту города.

-3

Другой спектакль назывался «Опыт со зрителем». Вместо актеров были зрители и голос ведущего, который предлагал участникам отвечать на вопросы друг друга. Партнером становился незнакомый человек из зала. За час можно было узнать, кем он работает, сколько ему лет, какое его любимое место в Смоленске, как он добирается до работы и прочие личные моменты взаимоотношений с городом. И поделиться равноценной информацией о себе. Отвечать односложно было недостаточно: паузы хотелось заполнять, проявляя себя смелым и общительным. На некоторые вопросы требовались мысленные ответы, периодически в диалоговую структуру вклинивались визуальные вербатимы смолян, транслируемые на экране. Как впоследствии отметили участники спектакля, общение носило позитивный характер, в отличие от негативных рассказов с экрана, тем самым дополняя и создавая целостную картину города, собранную из отдельных голосов. «Смоленск — это люди», — сказал на обсуждении режиссер Петр Чижов. Спектакль преследовал определенную цель: превратить вынужденную коммуникацию в свободную, показать, как легко говорить с другим. И это удалось: после объявления окончания никто не встал, все продолжали начатый диалог, но уже на добровольной основе.

-4

Последний увиденный мной спектакль — «Дом Культуры» — проходил в местном ДК Профсоюзов и был поставлен на основе восьми историй театральных работников. Театр рефлексировал о самом себе. На парадной лестнице зрителей ждала актриса, исполнявшая арию из оперы «Турандот», затем, после выстрела в себя она превращалась в призрак оперы, или в нашем случае — в призрак ДК: не чайка и не актриса, а что-то среднее, неопределившееся, поющее арии по коридорам в простреленной рубашке. Зрители попадали в ДК с черного хода, следуя за проводником, который предварительно раздал всем черные и белые карточки, чтобы по ходу действия проводить соцопросы. Актеры прятались здесь же, в толпе, и в каждом новом пространстве — на лестничной площадке, в коридоре или возле двери костюмерной — кто-то внезапно начинал читать монолог, оказываясь в центре внимания.

-5

Каждая история говорила о театральной профессии неоднозначно: из мечты театр превращался в проклятие. Фантомы несыгранных ролей преследовали актеров, сцены «Гамлета» прорывались сквозь бытовую ткань спектакля, красочность и праздничность оставались за закрытой дверью костюмерной, а наружу выходило голое действие, в котором театральные работники совершали свой выбор и всегда выбирали театр, который, словно Левиафан, поглощал пришедших. Так огромное пустое здание ДК поглощало зрителей, которые терялись в его коридорах, лестницах и закоулках. Чувствовалось, что когда-то весь этот советский антураж Дома культуры был важным и кому-то нужным, а сегодня — еще один памятник прошлому.

Театральные опыты Чижова в Смоленске — попытка привнести в город живое, расширить театральную географию, показать, каким театр может быть. Его работы созвучны другим документальным проектам в городах, о которых можно услышать в последнее время (недавний проект «Love is dead» на фестивале «Центр» в Воронеже, фестиваль «Трансформация» в Ростове, спектакли Rimini Protokoll). В июне Чижов запускает лабораторию [Место: Липецк].

-6

Наверное, нужно сказать, что смоленские театры никак не поддержали идею документального театра в городе. Однако когда я сидела в полупустом зале Камерного театра на премьерном спектакле в субботу вечером, мне не показалось, что этот театр способен удовлетворить всем потребностям времени. И очень хочется, чтобы такие проекты, как [Место: Смоленск], держались не только на голом режиссерском энтузиазме, но аккумулировались самим городом, так как очевидно, что запрос на подобный театр у жителей Смоленска есть».

Этот текст для «Петербургского театрального журнала» написала Елена Жукова (http://ptj.spb.ru/blog/smolensk-eto-lyudi/ - оригинальную публикацию ищите здесь), а я, попросив разрешения, перепощиваю его, предлагаю всем смолянам снова познакомиться со Смоленском. Увидеть и услышать его таким, каким он кажется и казался многим совершенно разным людям. Поверьте, вы откроете для себе бездну интересного.

-7

«Смоленск – это люди» постулирует название статьи. Не будем об этом забывать.

[Место: Смоленск] – это новый для нашего города формат переосмысления театра и жизни, музыки и света, звука и слушания. Это очень круто. Спасибо, Юлия Леленкова, что буквально взяла и затащила на представление. Так было надо.

А теперь будет еще [Место: Липецк]. Большие проекты, жизнь которых начинается из Смоленска – это прекрасно.

Фото: [Место: Смоленск] Алиса Аницкая

Да, и не забывайте приезжать в Смоленск!