Я работаю частным экскурсоводом вот уже шестой год. И за это время меня порой спрашивали не раз - а бывают ли туристы, с которыми сложно или неприятно работать?))) . После экскурсии с коллегой, поднимавшей снова этот вопрос ( а сама она работает в автобусных турах по Петербургу), в качестве ответа я и решила написать эту статью.
Конечно же, как и в любой профессии, везде бывают "сложные" клиенты, с которыми весьма и весьма трудно найти общий язык, но приходится)) . Ведь мы должны быть вежливыми и милыми, и не должны хамить туристам в ответ, несмотря ни на что. И я считаю, что это правильно, ибо честь гида и его достоинство, а также честь компании порой напрямую зависят от таких вещей.
Итак, за время практики гида я выделила даже несколько типов туристов, которые значительно осложняют процесс нашей работы. Перечислю их по порядку.
Тип первый. " Требовательный". Встречается чаще всего. Туристы, которых можно отнести к данной категории, наверное, были командирами или диктаторами в прошлой жизни и думают, что экскурсовод - это тоже их подчиненный, из которого надо выжать все по максимуму)). Все время их что-то не устраивает, и им нужно больше, больше, больше, чем всем остальным. Все им не так и не этак и надо сделать еще то, то, и то, и все равно они не будут никогда вами довольны, а скажут, что вы непрофессональны, делаете все не так, мало, нехотя, и, на их взгляд, некачественно. Словом, только им известен их масштаб необходимых действий во время экскурсий и методы наилучшего их проведения, но они же не гиды, #этовыжегид, поэтому давай, на амбразуру,развлекать их - но делать не то, что предусмотрено в туре, а то, сколько и когда им хочется и они скажут. И все равно всегда будет недостаточно хорошо.
Стоит оговориться, чтобы люди не подумали чего-то плохого обо мне, читая этот текст, что все же 99% туристов - на самом деле, это очень милые, приятные и активные люди, которые спокойно, с живостью, похвальным любопытством и участием относятся к происходящему. И таких у меня, к счастью, всегда большинство. Но есть и оставшийся один процент, который невольно, а может быть, и вольно ( кто его знает, что творится у других в голове?)) - осложняют своим поведением ход экскурсии и портят настроение себе и другим. А учитывая, что я работаю индивидуально и в малых группах, то этот негатив не может не передаваться почти что как инфекция, прямо по воздуху.
Тип два. "Спорщик" или " А я лучше вас знаю, что мне делать". Этот тип туристов, которые как будто специально пришли поругаться. Не знаю, может быть, что-то дома не так, с кем-то не нашли общего языка....Но - на каждое мое слово будет сто десять с целью мне указать, что я ничего не знаю, они это делать не будут, историю города и наш маршрут они знают лучше, чем гид, - и вообще, что ты мне можешь дать, малолетка? Да, да, я не оговорилась - ведь однажды я услышала от туристки именно такую фразу. Поскольку я прервать экскурсию и послать хамоватого туриста....домой) не имею права, то в душе так и хочется иногда спросить - и иногда я это делаю вслух - "Простите, пожалуйста, может, я чего-то не понимаю или не вижу, но - скажите мне, а кто из нас с вами гид"?))) Возможно, у вас это получится лучше, а я постою, послушаю?) Махнемся ролями, а? И сразу следует такое презрительное "Нееееет! Ну что же вы, продолжайте". Некоторые находят в себе силы вдруг извиниться)))) Печалька, если вы встали не с той ноги, но все же...пожалейте других. Они не виноваты ни в чем и хотят просто провести или прослушать экскурсию, а не ругаться после каждой фразы. Поверьте мне на слово хоть здесь))))))
Тип третий. " Каменный гость". Для меня этот вариант тяжелее всего. Туристы этой категории вроде бы не ругаются и даже не спорят, но...Они ходят за гидом абсолютно молча и с таким каменным, отстраненным лицом, что кажется, будто их кто-то насильно притащил и они всем видом показывают, как им тут неуютно и как им на вас и на происходящее наплевать. Возможно, это и не так, но когда человек вообще никак не реагирует, не задает никаких вопросов и не дает никаких реплик, то гид начинает чувствовать, будто он делает все неправильно и туристам в корне не нравится эта эскурсия. И вообще непонятно на выходе, будут ли они писать вам хороший отзыв, или же жаловаться, что все было гадко и мерзко. Нет-нет, бывают и интроверты, которые просто не любят говорить итд, - но скажите хотя бы, что все идет нормально! Вот реально, крайне тяжело вести экскурсию, глядя на ваше отсутствующее лицо, и думая, что вам вообще не интересно....Все равно что играть сцену перед перед абсолютно пустым залом.
Тип четвертый, " А я ожидал другое увидеть...." или "Зачем читать описание экскурсии?"
Попадаются и такие товарищи, которым лень, или вот некогда было, или по какой-то еще причине не удосужились прочитать хотя бы краткое содержание в описании и составили себе и / или другим совсем иное, свое представление о том, что, как и где будет происходить во время экскурсии и поэтому что бы гид ни делал, куда бы ни повел и о чем бы ни говорил, все тлен и все равно не то, ведь зачем вообще читать об экскурсии и что ждет во время нее? И тем более, куда мы вообще идем? Конечно, когда придуманная информация абсолютно не соответствует реальности, наступает вот это "ой, всё", "а я-то думал", " я ждал что будет другое" и все тому же подобное)). Но гид же не Мессинг и не Вангелия. Он не может влезть в вашу голову и увидеть, что там и какие у вас ожидания вместо того, что в реале. Люди, зачем же нам природа подарила глаза и даже мозги, если так сложно прочитать пару абзацев, а не кликать абы куда и потом идти и жаловаться что вам не интересно и вы ожидали другого совсем? Ну 21й век же на дворе, а яндекс выглядит у всех одинаково). И ментальную почту с рассылкой и гаданием на кофейной гуще мы еще пока не изобрели)))).
На втором фото - экскурсия по крепости Старая Ладога. Мой кадр во время прогулки))
Продолжаем нашу типологию)))
Тип пятый "Пугливый", или "Ой, а зачем вы нас сюда привели?". Эта категория наших гостей боится буквально всего. Нельзя ни слова сказать про какие-то болезни, царившие в городе со времен его основания - пусть даже уже побежденные, это не важно, ведь -ой, как же так, тут были бактери, а я слежу за собой и боюсь заразиться!...))) И не важно, что явление, о котором я говорила, произошло почти 300 лет назад. Конечно, если вы будете в больнице, аптеке или на кладбище трогать все грязное, а потом совать руки в рот или прикасаться к лицу - то можно где угодно подцепить любую болезнь.... Да, даже на кладбище. Ведь вы же не знаете, кто и в каком состоянии и количестве сюда же ходил? Но с такой же вероятностью подцепить что-то куда более свежее, чем исчезнувший штамм чумы, вы можете подцепить проехавшись просто на транспорте. Вот настоящий рассадник бактерий)))
А эпидемии 18, 19 века - уже явно в прошлом, и с чумой по улице давно никто не ходит)))
Некоторые также боятся могил и трупов на кладбище или считают, что посещение кладбищ и экскурсии на них, и пристутствие там в церкви - это очень кощунственно))) Спрашивается, а чего вы ждали? И зачем тогда самим туда идти?) Чтобы потом со страху просто убегать с экскурсии?_) Одна моя самая короткая экскурсия не продлилась и 8 минут))) .Потому что это же - страшно! И ужасно с моральной точки зрения. А чем же вы руководствовались тогда?)) Логики нет, абсолютно))).
И последний на сегодня, шестой тип - "Отвлекающийся". Эти туристы всегда по дороге еще жаждут куда-то зайти. Нет, не о кафе даже. Тут все понятно как раз, может, люди не успели покушать, а голодными ходить не хотят. Я имею в виду людей, которые во время захода в музеи или в храм хотят отстоять всю службу, хотя мы еще не закончили наш маршрут и надо дальше идти, хотят дополнительную экскурсию в более полном формате на два часа в музей, хотя опять же, нам же еще идти и идти, и как будто бы отдельно после всего зайти вот никак невозможно. Служба не пять минут длится и записаться на более специализированную экскурсию по теме вы всегда ж успеете, ну давайте дойдем до конца и будем уважать друг друга и сами себя))). Или еще бывает, когда задают вопросы не по теме - вообще. Нет, я могу отвлечься на пять минут, но все же у нас тур на другую тему. Я не могу просто удовлетворять постоянно запросы в сферах, никак совершенно не связанных с нашим походом)) я же не интернет-справочник). Можно же поговорить потом, за чашечкой чая после экскурсии, или по дороге назад. Я не против)) . Только давайте я все же по нашей тематике встречи сначала до конца доведу. Этот тип - вовсе не всегда раздражает, порой мне самой интересно, но нельзя и об экскурсии-то своей забывать. Ведь мы же не просто на лавочку беседовать тут пришли.)))
Завершая, хочу отметить - если вдруг вы нашли себя в одном из типов описанных выше, не стоит злиться или расстраиваться. Просто, может, давайте следить за собой и стараться не причинять дискомфорт, не мешать другим туристам слушать и отдыхать, а гиду - работать?)) Давайте уважать себя, и вместе - друг друга. Я выше уже говорила))
Надеюсь, вам понравилась статья? Ставьте лайки, давайте обсудим, если было вам читать интересно. Подписывайтесь на мой канал. Мне приятно будет знать, что я пишу не зря))). Всем добра и хорошего настроения!