Найти тему
Kino Kotleta

Анализ обществ "Властелин колец" и "Хоббит". Настолько ли все отлично от нас?

Общеизвестно, что кинематограф – это своеобразное отражение нашего мира. Видение того, что хотел показать нам автор, режиссер, сценаристы и еще несколько десятков человек, работавшим над фильмами. В данной статье я хотел бы заглянуть в фантастический мир Толкиена и Питера Джексона и проанализировать, то детище, которое у них получилось. Речь пойдет о кинотрилогии «Властелина колец».

В ХХI веке вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал о данных фильмах. Они стали частью современной культуры и одним из общепринятых шедевров кинематографа. Однако мало, кто задумывался, насколько глубок и продуман мир, созданный знаменитым Джоном Толкиеном. История Средиземья начиналась, как обычная сказка сыну на ночь, а закончилась, как продуманный мир со своими странами, законами, религиями, отношениями и историями. Но мне бы хотелось отдельно рассмотреть общество в данных фильмах.

В-первую очередь, нужно отметить, что в кино показывается огромный континент Средиземье, который делят между собой различные фантастические существа. Стоит отметить, что все они развиты непропорционально, так многие уже имеют свои собственные государства, а кто-то до сих пор живет в пещерах и чувствует там себя довольно приятно. Однако я выделю следующие объекты для анализа:

1) Государства людей;

2) Эльфьи города-государства;

3) Гномьи королевства;

4) Земли Мордора;

5) Земля хоббитов.

Вообще нужно сказать, что время, описанное в книгах и в фильмах, совпадает со временем рыцарства в нашей Вселенной. Поэтому говоря о типе общества, нужно сказать, что оно традиционное. За одним исключением, гномы, как народ – самый трудолюбивый и жадный ушел по технологиям далеко вперед. Нельзя сказать, что они придумали промышленный конвейер, однако их знания и методы работы позволяют отнести их к индустриальному типу общества. Но использование машинного труда в их деятельности минимизировано, поскольку помимо греха жадности гномы обладают добродетелью трудолюбивости и гордостью. Они считают, что лучший продукт, что они могут сделать, это продукт мастера. И все они мастера своего дела, поэтому делают все вручную. И только это останавливает меня в классификации их общества, как полностью промышленного, поэтому скажу, что оно в пограничном состоянии.

Сразу стоит сказать, что если говорить о социальной структуре в фильме, то нужно начинать с рас. В фильме можно отметить много различных рас, однако мы исключим расы без общества (варги, балроги и т.д.) и будем рассматривать: эльфов, хоббитов, гномов, людей и гномов. У каждого из этих народов есть свои ответвления, так допустим у людей, это – рохеримы, народ Гондора, люди Востока и т.д. У эльфов: речные эльфы, лесные эльфы, эльфы «Последнего приюта» и т.д и т.п. По сути отличия между всеми ними чисто территориальное. Более интересную информацию можно почерпнуть, если смотреть на организацию рас на своей территории.

-2

Люди в фильме ничем не отличаются от людей Средневековья. У них существуют определенные классы общества: как правящая элита (король, десница короля, Совет, князья), аристократия, воины, ремесленники, торговцы, крестьяне.

Эльфы, как существа высшие и находящиеся на пике нравственности, морали и мудрости, как таковой классовости не имеют и живут в своего роде коммунистической системе, у них есть те же классы, что и людей, но все они равны. Все они культурно и нравственно нравственны, образованы и мудры, все они занимаются, тем, что им нравится, материальные блага не важны, важен лишь авторитет, репутация и история. Видимо такой уклад жизни создатели Вселенной видят у существ бессмертных.

Гномы - другое дело. Народ не особо образованный, однако, очень развитый и талантливый, великолепные, ювелиры, оружейники, торговцы, мастера механизмов и т.д. Гномы – смертные существа, однако живут дольше, чем люди. Поэтому материальная обеспеченность, зачастую для них является мотивирующим фактором. Торговля и война вот их основные занятия. На основе этого у них возникают союзы и кланы. Союзы ювелиров, торговцев, оружейников.

Орки – существа тьмы. По сути, они живут в диктаторском государстве. Где самый сильный «у руля» власти. Вся их структура общества строится на военном деле. Орки, как существа тьмы не рождаются, они появляются из зла. Поэтому, чем сильнее ты родился, тем более высокое место ты занял. Наиболее сильные входят в элиту – урук – хаев.

-3

Хоббиты - беззаботный народ о, чьем устройстве неизвестно, практически ничего. Известно только, что они отличные земледельцы, рыбаки и собиратели, а также, что у них есть вожаки, которые несут лишь номинальную роль.

Следует сказать, что у каждой расы, несмотря ни на что, есть некоторые социальные неравенства, но если общество людей нам понятно из нашей истории (существует король и он все решает), то у остальных немного иначе. Эльфы – бессмертные существа, помешанные на благонравственности и морали, однако и они не смогли избежать некоторых неравенств и все они возникают из их чрезмерной «правильности». Первые, это полуэльфы – дети от людей. По фильму нельзя сказать, как именно они ограничивались в правах, однако по книгам можно отметить несколько нелицеприятных высказывания в отношении них. «Мудрость – это то, что они познают с опытом, а сейчас они слишком сумасбродны и нельзя давать им высказываться…», - молодые эльфы, по мнению правительницы лесных эльфов не имеют права голоса, пока не наберутся мудрости. Третьи, чьё социальное положение ниже остальных – это потомки провинившихся. История - важная часть культуры эльфов, а история рода с запачканной репутацией портит всю в целом. Поэтому отношения к эльфам из «запятнивших» себя родов зачастую унизительное и чаще всего они выбирают скитания, вместо вечной жизни с презирающими их.

Гномы, также обладают родовыми понятиями. И чем древнее род, тем более весомый голос он имеет. Нужно также отметить, что гномы живут около 250 лет и поэтому возрастное неравенство тоже присутствует в их культуре, уважение к старшим более опытным гномам и подшучивание и невосприятие всерьез младшего поколения.

Хоббиты – миролюбивый народ, не имеющий ничего общего с политикой (многие даже не знают о их существовании). Поэтому социального неравенства у них нет. Единственные хоббит, которых не любят остальные хоббиты, это те, которые жаждут приключений, однако и они просто не получают одобрения.

-4

Орки – народ силы, строящие свои отношения на подчинении, поэтому говорить о неравенстве не приходится – любой может быть убит и съеден другим, без последствий.

Говоря о социальном неравенстве орком можно сказать и затронуть их социальную мобильность. Так самый мелкий гоблин может добиться положения с помощью силы и поступков. Победить другого орка и вдеть его ухо в ожерелье. Единственный способ социальной мобильности среди них – доказать превосходство, если ты сильнее всех в своем клане, то ты их вожак.

У развитых народов, естественно все по-другому. Эльфы и гномы живущие, по сути, без социального неравенства могут менять социальный слой, как и когда захотят, гномы в любой момент могут бросить ремесленничество и стать воинами и наоборот. А эльфы, если говорить о мобильности, то больше предпочитают горизонтальную мобильность, отдав многие века одному делу, они просто садятся на корабль и уплывают туда, где были созданы.

Люди вовсе не обладают социальной мобильностью и единственным ее каналом является служба в армии. Крестьянский ребенок может перейти в более высокое сословие только с помощью службы, войны и трофеев.

Анализируя социальную мобильность Средиземья можно сказать, что в мире «Властелина колец» социальная мобильность, как таковая не присуща. Каждый знает своё место и находится на нем или из-за собственного желания или из-за социального неравенства. Если говорить о маргинальности (маргинал, маргинальный человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.), то можно сказать, что она присуща в большей мере путешественникам и скитальцам. В Средиземье нет особого смешения культур. Люди воспринимаются, как нечто невежественное со стороны большинства эльфов и гномов, поэтому общение с ними ограничивается военными и торговыми союзами. Отношения между эльфами и гномами исторически крайне натянуты. Например, при появлении эльфом в Рохане видно выражение удивления у людей, мало кто из них видел эльфов. А на переговорах в Последнем Приюте гномы похватали топоры при общении с эльфами. Поэтому маргинальность можно отнести к небольшой части населения, например Следопытам, чья основная функция охранять границы, они прекрасно владели множеством языков, перенимали лучшее у всех народов и не относили себя ни к одному из них.

А народов в фильмах «Властелин колец» было предостаточно и даже, если мы их не видели, то они упоминались. По сути, каждая из рас это отдельный народ – отдельный этнос (люди, эльфы, гномы, хоббиты, орки, Великие Орлы, энты, тролли, варги, великаны и т.д), кроме того, каждая из них тоже имела свои разветвления. Люди были из Рохана, из Гондора и с Востока. Эльфы: речные, лесные, полуэльфы и т.д. Гномы вовсе разбивались на 5-7 кланов, каждый со своей историей, культурой и обычаями. Так что можно сказать, что этносов в Средиземье было, как ни в каком другом фильме.

-5

Если говорить о фильме необходимо сказать, что в нем также были и неформальные группы (спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение). А если учесть, что действием фильма разворачивается во время военных действий, то неформальных групп было предостаточно. Например:

1) Союз Кольца;

2) Повстанцы Гондора;

3) Вольные рохеримы;

4) Орки «Длани Сарумана»…

Каждая из этих групп обладала своими особенностями и отличительными чертами. Так, повстанцы Гондора носили зеленые плащи и убивали всякого, кто узнает о них. Вольные рохеримы – отщепенцы те, кто предал безумного короля и начал оборонять границы государства от захватчиков без его приказа. Орки «Длани Сарумана» рождены в чертогах Изенгарда и отмечены лично Верховным Белым магом. Все эти особенности были тем, что объединяет их вместе, а также служит решению их общей миссии. Возможно, было бы интереснее проанализировать неформальные группы в мирное время, однако обычную жизнь нам показывают не так много и то только для того, чтобы показать, как она меняется с приходом врага.

В итоге, хотелось бы сказать, что во Вселенной «Властелин колец» сознан уникальный, неповторимый мир с уникальным обществом. Здесь основным элементом структуры общества является раса. Уникальная социальная общность со своей культурой и традицией, со своими слоями и функцией, это то, что во многом предрешает, кем ты станешь в этом мире.