Найти тему

Женщина-собака Паола Регу

Дрессированная собака уравновешена, послушна и покорна. Она ходит без поводка, выполняет команды и готова пожертвовать жизнью ради бездумной прихоти хозяина. Человек – тоже животное, приученное к жизни в социуме, адаптированное к правилам цивилизованного мира.

Ловушка. Паола Регу
Ловушка. Паола Регу

Как у самой воспитанной собаки никуда не пропадают базовые инстинкты, так и у человека не исчезает животная суть. В один из дней навязанные обществом ценности и иерархия могут стать бессмысленными и тягостными, а все придушенные проявления подсознания потребуют выхода на волю. Именно эту тему разыгрывает в своих работах британская художница португальского происхождения Паула Регу.

Русалки и Паола Регу
Русалки и Паола Регу

Анализируя картины Паолы, многие критики и искусствоведы сходятся в одном – все ее работы, выполненные в самых разных техниках и различными инструментами, построены на детских воспоминаниях, на личном опыте и на собственных эмоциях.

Спящая. Паола Регу
Спящая. Паола Регу

Дочь португальского инженера воспитывалась в строгости. На фантазию маленькой девочки повлияли бабушкины сказки, нравоучения религиозной матери и страшные истории горничной. Драматичный отпечаток на творчество Паолы наложила и жизнь в Португалии в период правления Салазара, режим которого держал всю страну в страхе, напряженности и изоляции от Европы.

Обманутые ожидания. Паола Регу
Обманутые ожидания. Паола Регу

Первые рисунки Паола Регу сделала в четыре года. В 1952 году поступила в лондонскую Школу искусств Слейда, где получила отличное образование, отточила технику и познакомилась с будущим мужем, Виктором Виллингом. Несмотря на внутрисемейную конкуренцию (Виллинг тоже был художником) и материнские заботы (у них родилось трое детей), Паола не отказалась от самореализации и продолжила рисовать.

Падальщицы. Паола Регу
Падальщицы. Паола Регу

Паола Регу известна как художник, творящий в стиле нео-дада, а ее имя ставят на один уровень с Дэвидом Хокни, Люсьеном Фрейдом, Франсиско Гойя. Она не только рисует – на выставках можно увидеть эстампы, гравюры, литографии. Она собственноручно делает манекены, расставляет их в композиции и использует для создания картин. Паола предпочитает иронию и творит в жанре гротеска, кукольного театра.

Богоматерь скорбящая. Паола Регу
Богоматерь скорбящая. Паола Регу

Паола развивается как личность, как женщина, как художник. Ей не интересно писать незатейливые пейзажи и скучные натюрморты, напротив, она поднимает острые социальные темы (запрет абортов, дома престарелых, беженцы, семейное насилие, инцест, изнасилования) и нередко использует религиозные символы. На пастели «Богоматерь скорбящая» (Nostra Senyora dels Dolors) зрителю предложен собирательный образ женщины, удел которой в патриархальном обществе – посвятить себя семье, кухне, супружескому ложу. Лицо искажено страдальческой гримасой, тело пронзают лезвия ножей и клинков, на руках лежит пьяный и невменяемый мужчина, который навесил на женщину все свои проблемы, впитывает в себя ее жизненные силы, не дает возможности вырваться из замкнутого круга. Аналогичный посыл дает картина «Священная корова».

Священная корова. Паола Регу
Священная корова. Паола Регу

И вернемся к собакам. Паола часто рисует животных в облике человека и погружает их в бытовые ситуации. Серия «Женщины-собаки», выполненная в технике пастель, изображает женщин в собачьих позах. Они стоят на четвереньках, воют на луну, спят, злятся, огрызаются. Женщина в образе собаки выглядит правдоподобно.

Женщина- собака
Женщина- собака

Но главный посыл в том, что собака, даже сидящая на короткой цепи, не всегда покорна. Она осторожна, сильна, умна, находчива. И в один прекрасный день она пресытится моральным и физическим насилием, ей надоест подстраиваться под хозяина, выполнять команды, радостно вилять хвостом. Вспомнит о своих животных инстинктах и взбунтуется.

Плохая собака. Паола Регу
Плохая собака. Паола Регу