Так случилось, что в армии поездил на разных машинах (Камаз-4310, Зил-131, Урал-4320). Сразу скажу, УРАЛ после авто школы ДОСААФ оставил не лучшее впечатление, так как я учился на КАМАЗ-4310, а экзамен сдавал на УРАЛ-4320, это если честно техника небо и земля. Камаз комфорт, одним пальчиком управление, в общем учиться на Камазе просто как велосипеде. На Урале, сразу сложности. Руль в обратную сторону не раскручивается. То есть повернул в одну сторону, опустил руль он в таком положении и остался, после поворота обязательно надо крутить в другую, особенность конструкции поворотных цапф рулевого механизма. Что очень неудобно с непривычки.
Тормоз неадекватный, слишком чувствительный. Пневмогидравлика. Чуть нажал, машина колом становится. Часто пассажиры головой в стекло лобовое бьются.
Сцепление механика, в спинку сиденья надо упираться, что бы выжать, да не раз, двойной выжим и перегазовка обязательны, иначе встанешь.
Включить выключить меж-осевой дифференциал - отключить включить передний мост, включить, выключить блокировку колес или повышенную передачу, надо обязательно машину остановить, операция выполняется на нейтральной скорости в неподвижном состоянии, с включенным двигателем и выжатом сцеплении, что в колонне на войне, сделать фактически невозможно, так как сопровждающие БМП в боевых условиях не останавливаются - инструкция запрещает.
В общем в колонне приходится подлавливать момент, что бы отключить передний мост и блокировку, когда на трассу с бездорожья выходишь, иначе топлива может не хватить. Жрет с дополнительными опциями оченть много. Топливо на глазах уходит. Колонна рано или поздно останавливается, в головной БМП механики сильно устают, делая перекур несмотря на инструкции. В этот момент все отключаешь, оставляя задний мост разблокированным.
Следующий прикол Урала, у него стоит гидромуфта охлаждения, по мере разогрева двигателя, гидромуфта разгоняет вентилятор, если масло не держит, а оно как правило при определенном пробеге начинает течь. Масло заливает ремни генератора и помпы, ремни рвутся. В общем проблема не в машине, а в двигателе Камаза и русской безответственности. Гидромуфта не самое надежное и удачное решение для такой машины.
Ваш покорный слуга таким образом попал однажды. Выехали с Грозного в 8.00, где то в 15.00 часов порвались ремни. Запасных не было, механик прапор (извиняюсь за выражение) нехороший человек, не дал, сказал проедут еще как минимум 5000, тянули на гибкой сцепке, руль с выключенным двигателем не поворачивается, отключен гидроусилитель, а местность горная, включил движок и так он у меня маслал без помпы мигая красной лапочкой до конца. Возникла другая проблема, слякоть, из под колес Камаза тянувшего меня летят прямо на стекло шмотки грязи, дворники полетели, пришлось открыть дверь, встать на подножку одной ногой и рулить в таком положении. Стемнело. Развилка с Чечни на Моздокскую трассу. Вижу лечу в поле, а там на обочине мусора на патрульке, выкручиваю резко руль в право, колонна останавливается, запрыгиваю на сидение и жму тормоз. В общем слегка въехал в Камаз кента, помяв чуть чуть ему ящик ЗИП, а себе крыло. Мусора стали выпрашивать у меня патроны под АКС-47, коих у меня в кабине было 4 цинка. После инцендента по всему салону разлетелся мой арсенал - цинки с патронами, гранаты ЭФки и ЭРгдэшки, ракетницы всех видов, сигнальные шашки и.т.д. Поменялся на бутылку водки, дав им патронов на 10 рожков.
Прибыв в Моздокский арсенал, поставил ремни, благо на арсенале нашлись. Загрузили танковый боекомплект и назад. Новые ремни доходили до конца, а гидромуфта так и текла, отремонтировать ее в условиях войны не представилось возможности.
А теперь о плюсах Урала. Все перекрывают. Урал пройдет там, где невозможно ни пройти, ни проехать, ни проползти. Болото, горы, топь, гололед, мокрая пашня, раскисшие полевые дороги И.Т.Д.
Расскажу о достоинствах. УРАЛ пустой - БТР-80 по скорости на бездорожье делает, по крайней мере я лично убежал от БТР-80 в Моздокском военном аэропорту, причем у него в отличии от Урала - 2 двигателя Камаз стоит. Убежал по пахоте вдоль взлетки, выключив свет. За водкой ночью ездил в город.
Преимуществом машины является более легкий вес, чем у Камаза, более мощный двигатель чем у Зил-131 и Шишиги. Что дает ему фору по проходимости и скорости, перед любой подобной военной техникой России.
Кто на УРАЛЕ ездил подтвердит. Лучше автомобиля по качествам востребованным на войне, в нашей стране - нет.