История судебной системы в Европе насчитывает не одно тысячелетие. Выйдя из древнего мира, основным законом справедливости которого был принцип талиона - «око за око, зуб за зуб». И достигнув вершины в эпоху античного Рима, европейское правосудие закрепило свои основные положения в кодексах Римского права. В последствии послужившего фундаментом для создания романо-германской системы правосудия к которой принадлежит и Россия.
Но представления о справедливости на протяжении веков менялись зачастую принимая самые причудливые, антигуманные формы. Таким был учредивший инквизицию декрет Луция III "Ad abolendam". Не смотря на заявление сделанное в 1199 г. папой Иннокентием III о соответствии декрета римскому праву, построенный на полном его отрицании.
Попробуем выяснить, что же на самом деле происходило в те далекие времена темного средневековья.
Колдуньи и знахари, духи леса и оборотни, суккубы и инкубы, разного рода суеверия и ритуальная магия - вот тот культурный фон, который сопровождал повседневную жизнь человека в средние века.
Магическое сознание свойственное не только народным массам, но и духовным пастырям, вышедшим из все той же народной среды, с приходом христианства не было упразднено. Напротив, оно по прежнему содержало в себе очень мощные и жизнеспособные элементы.
Источники сообщают нам самые разные истории очень живо иллюстрирующие мироощущение людей того времени. Порой они наивны и немного комичны, порой зловещи и пугающе жестоки.
Так например, известны случаи судебных процессов над животными проходившие по всем правилам юридической науки. Животному, причинившему ущерб здоровью или собственности человека, предъявлялся судебный иск, для его защиты назначался адвокат, затем предъявлялось обвинение.
Тщательным образом велся протокол заседания. По завершению процесса несчастному выносили приговор. В случае если вина была доказана животное брали под стражу, но чаще приговаривали к различного вида казням. Изумление вызывает тот факт, что подобная практика продолжалась вплоть до 17 в. (арест собаки в Австрии).
Столь же неординарные меры применялись и в случае стихийных бедствий вызванных нашествием колоний вредителей - грызунов, насекомых, личинок и т.д. В этом случае пострадавшая община назначала представителя, который вызывал преступников в суд, за неявку было предусмотрено суровое наказание - обвиняемым грозило отлучение от церкви. Судья, в свою очередь, предписывал насекомым или иным тварям, под угрозой проклятья, в трехдневный срок покинуть спорную территорию. В случае неподчинения вредителей предавали анафеме, а члены общины обходили крестным шествием поля и виноградники, окропляя их святой водой.
Продолжение следует.
Друзья, если вам понравилась публикация, пожалуйста ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал. Для нас это очень важно. Мы постараемся вас не разочаровать.