Мир для первобытного человека «магичен» и представляет собой многосплетение потоков энергий природных духов, часто враждебных людям или помогающих им. Конечно же, «Homo Sapiens» пока не помышляет отчуждать себя от природы и совсем не старается возвыситься над ней – он просто ищет удобную экологическую нишу в этой сложной природной системе. Духи различаются между собой мощью и качеством силы, они имеют собственные образы и имена. Духи могут явиться человеку в любой миг его жизни. Каждый сородич, в зависимости от своих метафизических способностей, общался с ними «напрямую», получая совет или конкретную поддержку в какой-либо жизненной ситуации. Существовали, однако, и люди, занимавшиеся магией по долгу службы. Главными специалистами по способам взаимоотношений с духами были шаманы. Это слово – тунгусского происхождения, так в некоторых племенах Сибири называли врачевателей, гадателей, заклинателей дождя и прочих природных явлений. С XIX в. термин утвердился в мировой этнографической науке, и теперь шаманами мы называем всех жрецов-духовидцев в любой первобытной структуре земного шара.
Методы практики у шаманов в различных племенах одинаковы – под звуки ритмов барабана и трещотки жрец погружается в особое состояние сознания – так называемое «шаманское», и его собственный дух из обычной реальности перемещается в реальность духов. Шаманский дух обращается по именам к многочисленным природным вибрациям, ласково разговаривает с ними, заручаясь их поддержкой для реализации каких-либо задуманных дел. Духи имеют вид хорошо знакомых шаману животных и лишь иногда – совсем фантастических существ. Дух шамана сам принимает форму некоторых животных – чаще всего зверей, являющихся непосредственными хранителями рода, а в это время тело шамана бьется в пляске камлания, совершая движения покровительствующего тотема. По зову собираются десятки, а то и сотни духов-помощников; все они, по рассказам шаманов и Америки, и Азии, и Австралии, и Африки, имеют вполне визуальные черты изображения и особенности своего характера. Данные образы помощников для сознания шамана вполне устойчивы, и, по мере развития своей практики, шаман видит их всё отчетливей. Во время камлания и достигается результат, ради которого осуществляется этот магический акт. Энергии при этом шаман теряет так много, что после пляски, которая может длиться и сутки, он порой едва дышит. Камлают шаманы раз в несколько дней и лишь по мере необходимости.
Многие скептики видят в измененных формах шаманского сознания просто истерическое расслабление психики, сопровождаемое галлюцинациями; подобная исследовательская позиция, однако, кажется поверхностной и некомпетентной. В эпоху доминирования в западном обществе христианских ценностей европейская наука признавала шаманов за одержимых дьяволом; с распространением же идей З. Фрейда шаманов стали считать за невротиков. В последнее время, однако, наука уже стала признавать существование многочисленных невидимых глазу сверхтонких материй (вплоть до уровня мыслеформ) – появляется, таким образом, надежная фактическая база для новой оценки шаманской практики.
Успех в деятельности шамана полностью зависит от потенциала его личной магической силы. «Мана» – так принято называть в науке эту форму энергии — позволяет шаману подавлять волю врагов, изгонять из тел больных инфекции, привораживать сознание зверя на охоте. «Мана» есть у каждого человека, но никто в роду, по наличию ее мощи, не сможет сравниться в этом с шаманом. Личная сила – ценнейшая субстанция в первобытном обществе; во многих каннибалистических племенах главным мотивом поедания людей были соображения по поводу приобретения именно дополнительной порции «маны». Если шаман в старости чувствует, что его магическая сила начинает истончаться, он подыскивает себе преемника из числа самых энергетически одаренных родственников (советуясь прежде с духами) и передает ему свои сокровенные знания – когда-то он получил их таким же образом. День своей смерти шаманы, как правило, знают заранее – подобные ситуации смущают современных полевых этнографов, живущих годами в первобытных племенах, но они честно отмечают этот феномен как факт.
Кроме шаманов, активной магической практикой в общине занимаются и другие сородичи, но они уже выступают как любители, помогая лишь в некоторых случаях лечить больных или очаровать возлюбленных.