В 1999 году три друга из Лондона бросили работу, чтобы делать смузи. 10 лет спустя их компания стала крупнейшим производителем фруктовых напитков в Европе, а затем — частью The Coca-Cola Company. Рассказываем, как это произошло.
Голосование с мусорными контейнерами
В 1999 году три выпускника колледжа Оксфордского университета — Ричард Рид, Адам Бэлон и Джон Райт — решили заработать на производстве фруктовых напитков. На тот момент им было по 25 лет, они работали в рекламе и консалтинге и к производству напитков не имели никакого отношения. Все трое любили смузи и решили попробовать себя в этом деле. На небольшом джазовом фестивале, проходившем в Лондоне, Рид, Бэлон и Райт установили стенд со своими смузи, сделанными в домашних условиях. Перед стендом поставили два мусорных контейнера «Да» и «Нет», а над ними баннер «Должны ли мы бросить работу, чтобы делать дальше смузи?». Покупателям объяснили: будущее компании зависит от того, в какую емкость они выбросят пустой стакан. К концу фестиваля контейнер с надписью «Да» был полон — и это решило судьбу innocent. В течение пары недель после этого все трое уволились с работы.
«Голодная тля», британский юмор и спорт в туалете
Название innocent появилось не сразу — в первый год компания сменила несколько наименований. Cреди них были даже «Быстрый трактор» (Fast Tractor) и «Голодная тля» (Hungry Aphid). Тогда же, в начале 2000 года, компания смогла получить первые крупные инвестиции. Для этого Рид, Бэлон и Райт просто рассылали предложения по почте всем, чьи имена могли вспомнить. В конце концов частный инвестор из США поверил трем молодым людям, которые считали, что смогут завоевать рынок фруктовых напитков. Пробную партию смузи в фабричной упаковке друзья отдали в сеть супермаркетов, но впоследствии признались, что часть этой партии купили сами: «...чтобы нам поверили, что наши смузи продаются». Однако затем продажи стабильно росли сами, и уже к 2004 году innocent покорил Великобританию, потеснив компанию PJ's Smoothies, долгое время лидировавшую на рынке смузи. Во многом этому способствовали легкость и юмор, с которыми Рид, Бэлон и Райт относились к своему продукту, связанным с ним кампаниям и вообще ко всему, что окружало innocent. Когда в начале 2000-х в линейке компании появились фруктовые напитки на основе йогурта, доставлять их решили на автомобилях, раскрашенных под коров, а также на минивэнах, целиком покрытых искусственной травой. Логотип innocent — рожица с нимбом, которую в компании все называют dude, то есть «чувак», — был нарисован в кафе на салфетке за минуту. А в 2004 году компания решила выпустить книгу о здоровом образе жизни под названием «Оставайся здоровым, будь ленивым». Один из ее разделов посвящен упражнениям, которые можно делать, сидя в туалете.
Экология, благотворительность, пчелы
Практически с самого начала компания innocent вкладывала огромные деньги в благотворительность и охрану природы. В 2003 году основатели осознали, что 46% прибыли потратили на благотворительность и теперь близки к разорению. Вопреки всему они решили, что не перестанут заниматься этим, а наоборот — сделают благотворительность системной. Сейчас innocent, создав одноименный фонд, ежегодно тратит 10% прибыли на благотворительные проекты. Например, на программу борьбы с детским голодом в Пакистане и Мали или совместную программу с OXFAM, ориентированную на помощь жертвам природных катастроф. С 2010 года innocent поддерживает пчеловодов в ряде европейских стран, пытаясь сохранить биоразнообразие и естественную опыляемость растений. А в 2007-м компания первой в мире стала в качестве эксперимента разливать часть своих напитков в бутылки из полностью переработанного пластика. Сегодня innocent при производстве своих бутылок использует 50% переработанного пластика и 15% материала растительного происхождения.
Coca-Cola, орден Британской империи и путь в Россию
С самого начала innocent делал ставку на здоровый состав своих смузи — только 100%-ный фруктовый сок и ничего больше. И это себя оправдало. В 2008 году на innocent обратила внимание Coca-Cola. В 2009 году компания купила 18% innocent, а уже через год увеличила долю до 58%, выкупив акции Мориса Пинто — того самого первого инвестора, который когда-то поверил в компанию, основанную тремя любителями смузи. Вскоре после этого, в 2011 году, компания innocent стала крупнейшим продавцом смузи в Европе, а через два года, в 2013-м, Coca-Cola довела свою долю до 90%. Все три основателя innocent до сих пор участвуют в жизни компании, а Ричард Рид в 2016 году был награжден орденом Британской империи с формулировкой «За служение пищевой индустрии и благотворительность». В 2014 году innocent пришел в Россию. Теперь смузи, суперсмузи (с добавленными семенами и витаминами) компании, а также шесть видов соков прямого отжима можно купить в нескольких магазинах в Москве и Петербурге. А еще продукцию innocent с ноября 2018 года можно приорбести во всех кофейнях Starbucks Москвы и Петербурга. Но останавливаться на этом компания не планирует. Следить за новостями можно в Instagram, который innocent ведет с тем же юмором, с которого когда-то началась история компании.