Найти тему

Увидеть глаза (О тенденции разделения)

Как-то так складывается, что «официально» люди всё больше и больше отдаляются друг от друга. Гипертрофированная толерантность закрывает нам рты – мы боимся сказать при других лишнее. Психологи навязывают «личные границы» и учат, как общаться. Маркетологи предлагают всё больше устройств для отдаления – от смартфонов, в которые так удобно прятаться, до всяческих агрегатов, чтобы следить за детьми в других комнатах и т.д. При кажущемся удобстве, это реально делает своё дело: живого общения вокруг становится меньше и меньше. Я видела людей, которые могут переписываться друг с другом, находясь в соседних комнатах. Я видела друзей, сидящих рядышком с телефонами в руках. Более того – кажущаяся доступность информации делает неудобными многие вопросы. Для чего что-то спрашивать у людей, если ты можешь посмотреть в интернете? И неважно, что в интернете полно ошибок. И неважно, что порой человек может рассказать интереснее и подробнее, присовокупив свой опыт.

Не скрою, иногда саму бесит, когда, например, приходят ко мне артисты, уже прочитавшие материал, и спрашивают о значении какого-то слова. Это бестактность: если читаешь в интернете, изволь пробить все незнакомые понятия. Но я горжусь, что моей профессии нельзя научиться «в интернете». Только вживую. Только на практике, и, да, в том числе на примере и рассказах живых людей. (Книги – это тоже «рассказы живых людей» и, да, они важны: но исключительно на них учиться трудно – автор не видит твои глаза и не может корректировать свой рассказ).

Не скрою, мне удобен интернет и соц.сети удобны, я много здесь читаю и музыку слушаю, и фильмы смотрю, и общаюсь. Но вот только при этом у меня обычный кнопочный телефон и мне это нравится, и я принципиально отказываюсь от сенсорника. И выход в интернет у меня только из дома. И я всех приучаю: нужно что-то срочно – звоните. И для меня это чудесный расклад. А ещё у меня есть человек, взрослый, который не сидит в соц.сетях вообще, хотя и был когда-то зарегистрирован в паре из них. И я сперва его терзала: «Ну, зарегистрируйтесь в Контактах!», а потом подумала – как же хорошо: если надо что-то переслать или написать длинно и подробно – есть почта, а если что-то ещё нужно – телефон. Не только по очень срочным вопросам, которые надо решить в эту минуту. Нет. В принципе – есть телефон. Даже для вопроса: «Вы живы?» Потому что, когда у тебя человек всё время в он-лайне и сам ты дома, вроде, неловко ему названивать. А тут – можно.

Вообще, на тему постоянного интернета в кармане меня тут недавно постиг, можно сказать, шок. Рассказывала человеку, которому уже глубоко за сорок и которого, кстати, нет в соц.сетях (но есть в вацапе и, кажется, инстаграме – меня в подобных зверях не было никогда), как ездила за город, а там поменялся маршрут автобуса. И, в общем, водитель, видимо, не расслышал мой вопрос, и я уехала вообще не туда, куда мне было нужно. И этот сорока с лишним летний (кстати, крайне общительный по телефону и вживую) человек вдруг выдаёт:
- А был бы телефон нормальный – посмотрела бы в интернете.

И я зависла!

Да даже если бы у меня был в кармане интернет, я бы всё равно обратилась к живому человеку. А как иначе?

И, кстати, в той ситуации два незнакомых мужика тоже без всякого интернета помогли мне добраться всё-таки туда, куда мне было нужно.

Сейчас мне двадцать четыре года и я, извините, уже слишком стара, чтобы принять идею, что машина может быть ближе человека.

И для меня счастье, что в моём окружении есть несколько человек, с которыми я могу говорить обо всём на свете, не оглядываясь на утрированную «толерантность», на придуманные психологом «личные границы». Я не против границ, Ахматова в чём-то права: «Есть в близости людей заветная черта…». Но только они определяются лично нами: мною и человеком рядом, – а не какими-то там общими «нормами». Да и находят их сугубо опытным путём: иначе не выйдет, и каждый будет прятаться за представление «границ». Для меня счастье, что есть люди, с которыми я могу встретиться, чтобы решить дела и просто поболтать. И к которым я могу обратиться с вопросом, на который, возможно, в какой-то мере мог бы ответить и интернет. Для меня счастье находиться с человеком, которому я доверяю вне времени и пространства. Счастье в самой возможности доверять. А ещё – смотреть в глаза. Чувствовать плечо, колено или руку. Вместе о чём-то думать и что-то искать. И не бояться обидеть мнением, а лишь не бережным и небрежным отношением. Только забыванием понятия «собрат-человек». Счастье давать совет без отчётливой просьбы, не прячась за «правила», и знать, что это взаимно, что человек рядом тоже подскажет мне что-то, если будет иметь возможность, не боясь нарушить мои «границы».

И, что я хочу сказать? Пока друг у друга есть живые люди – есть и сила. Пока есть искренность – есть надежда. Нужно победить навязанное разделение. Увидеть глаза человека. Не повторять по шаблону: «Я вижу, ты расстроен», а пойти внезапно от сердца. Не думать: «Зачем я буду его отвлекать? – найду всё в интернете», а обратиться и внезапно открыть для себя что-то, чего не хватало все эти годы. Не навязать человеку, что ему приятно находиться от тебя «на расстоянии вытянутой руки», а этой самой руки коснуться и внезапно ощутить, что в этом мире действительно есть не только ты.

26 июня 2019 года