Блог Усталого Учителя
Всё родители гордятся своими детьми. Или почти все. Я, к примеру, очень горжусь. Глядя на умницу сына, честного, правильного, добросовестного, не могу не гордиться. Когда меня спрашивают: "Вы, наверное, очень гордитесь им", радостно отвечаю положительно. И вот уже несколько раз услышал в ответ: конечно, он же у вас отличник. То есть для подростка это - один из причин гордости родителя. Все бы ничего, только некоторые добавляют: естественно, родители же учителя, они же знают, как отличником ребнека сделать. Стал задумываться - а что конкретно я сделал для этого. Может быть, я как-то специально напрягался, вылепливая из ребёнка отличника?
Проанализировав свое гадкое поведение, я составил небольшое руководство, что необходимо делать родителям, чтобы приблизиться к вожделенной цели - сделать ребёнка отличником.
1. Первое и самое главное - ребёнка нужно планировать. Не в смысле планировать отличником, а в смысле целенаправленно готовиться стать родителем. Питание, курение, алкоголь, образ жизни и пр. - все это нужно пересмотреть с точки зрения будущего вашего ребёнка. Кому-то кажется это необязательным, но именно это залог здоровья вашего будущего ребёнка. У нас есть одна знакомая, ходила беременной вместе с моей женой. Курила каждые полчаса на площадке и нервничала в ответ на замечания. Родила на две недели раньше нас, выписалась с таким же показателем по Апгар, как и наша малышка. И гордо сказала: "Вот, все говорили про курение, а я такого же, как у вас родила". Прошло четыре года, наша читает, считает, обсуждает, а её мальчишка не говорит и не видит одним глазом на 80%. Совпадение? Не думаю.
2. С ребёнком нужно разговаривать. Сказки, песенки, беседы. Показывать птичек, обращать его внимание на собачек, картинки, погоду и все равно на что. Главное - развить в нем интерес, внимание в деталям, и, как следствие, желание узнать новое. Одна из многочисленных знакомых моей жены сказала что-то типа: а чего с ним разговаривать, он же ничего не понимает. Вот подрастёт и буду разговаривать". Интересно, как он научится понимать, есл он и речи человеческой за год жизни не слышал. В общем, вопрос в отношении: если ты относишься к ребёнку, как к мясу, то ничего, кроме мяса, из него не вырастет.
3. В ребёнка нужно вкладываться. Причём не только деньгами, но, что важнее, временем. Фразу "Сколько ты логопеду платишь? Ты что с ума сошёл? Сам заговорит, никуда не денется" я уже слышать устал. И объяснять каждому, что логопед - это не только правильная речь, это массаж, который воздействует на определённые зоны мозга, это развитие речи, это первые навыки чтения, это дисциплина и умение выполнять задания - все это пролетает мимо ушей при одном упоминании суммы.
Справедливости ради стоит сказать, что большинство родителей это понимают. Тратят свое время на то, чтобы возить детей в бассеин, на кружки, в языковые школы, гулять с ними. Все это неоценимый вклад в будущее ваших чад.
4. У ребёнка должен быть режим. Режим дня, питания, занятий, сна и отдыха и многого другого. Это важно в преддверии детского сада и школы, чтобы ребёнок был работоспособен в период активных занятий. Дети просто физически не способны адекватно усваивать информацию, если мозг не отдохнул. Не знаю ни одного ученика, который пришёл бы невыспавшийся и написал бы контрольную на пять. А вот обратных отговорок хоть отбавляй: до трех часов сидел в Интернете, играл в комп и пр., не ставьте два, плииз.
То же касается питания. Организм растёт, требуется большое количество чётко сбалансированное состава веществ. Помните, у какого-то известного юморист есть миниатюра про маму, которая просит в аптеке витамины, чтобы сделать ребёнка умным. Так вот, я реально знаю мам, которые так думают. И в первом-втором классе на полном серьёзе говорят: что-то он у меня плохо соображает, пойду, витаминов куплю. Или йод, который без назначения врача вообще нежелательно бы использовать. И бедный организм ребёнка после "полезного" завтрака из печенек с чаем судорожно ищет, из чего бы ему создать необходимые организму вещества пытается сопротивляться количеству витаминов, которые ему были, в общем-то, не нужны.
Вот это базовая часть того, что нужно делать со своим ребёнком, надеясь на успех. И ваш ребёнок станет, если не отличником, то просто здоровым и успешным, что гораздо важнее в жизни.
Пс. Гуляли с женой и детьми. Встретили ту самую знакомую с ребёнком. Мальчишка запнулся и упал. Мать за шиворот подняла, дала пинка и, используя ненормативную лексику, сообщила окружающим, что вот некоторым повезло (кивок в нашу сторону), родили себе нормальных, а тут мучайся с уродом. Учитывая, что наши дети родились с одинаковым коэффициентом, то я стал всерьёз задумываться не о том, что сделать, чтоб ребёнок был отличником, а о том, ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИСПОРТИТЬ НОРМАЛЬНОГО ОТ РОЖДЕНИЯ МАЛЫША. Вот в этом случае действительно требуются многолетние ежедневные усилия.