Автоматизация замещает ручной труд. Это благо?
Уровень автоматизации рабочих процессов с каждым годом растет. За людей работают программы и роботы. Там, где раньше трудились 5-10 человек, теперь вполне справляется один.
Высвобождение рабочих рук идет во всех отраслях: производстве, торговле, услугах. В последнее время лидерами по автоматизации процессов стали банки. Сбербанк каждый год сокращает ненужный персонал.
Что получает обычный человек от цифровизации и автоматизации?
· доступность многих услуг (теперь записаться к врачу или в МФЦ стало проще);
· доступ к большим объемам информации круглосуточно;
· возможность беспрерывного общения;
· потенциальное снижение цен:
· облегчение ручного труда;
· высвобождение времени.
Чем приходится платить за эти удобства?
· сокращением рабочих мест.
В итоге растет армия безработных. Страдают не только служащие крупных предприятий, но и малый бизнес, который не имеет средств для покупки дорогостоящего оборудования и ПО. В результате предприниматели не могут конкурировать с крупным автоматизированным бизнесом, и им выносится суровый вердикт – не вписались в рынок.
Получается, что змея кусает свой хвост:
· владельцы предприятий заинтересованы в снижении издержек. Самые большие затраты это персонал, значит, нужно замещать людей автоматами. В итоге себестоимость продукции становится ниже, а прибыль больше;
· с уменьшением количества рабочих мест снижается покупательская способность. Покупать продукцию смогут немногие. В результате падают обороты.
Что делает нормальный капиталист?
Он продолжает снижать затраты и увольнять людей, потому что иного выхода в этой системе нет. Люди в ней лишь мясо для экономики.
И вот подходим к главному вопросу: в чем цель прогресса?
Что нужно всем нам?
Дешевые товары и услуги, удобство?
Или уверенность, что и сегодня, и завтра мы сможем прокормить себя и детей, не оказавшись в числе «не вписавшихся в рынок»?