Психоделическая музыка в СССР – 10 знаковых песен
Психоделика – это «двигатель» рок-музыки 60-х. Без него вся западная граммофонная промышленность давно бы загнулась или захлебнулась в потоке низкопробной попсы. При этом «расширять новые горизонты» музыканты стремились с помощью ЛСД - целью музыкантов являлась передача состояния трансцендентального сознания путём музыкального звукоряда. Что и этого вышло? Вышло – забавно! И публика на концертах и сами исполнители были под кайфом и в этом состоянии пытались понять друг друга.
Своё творчество, через эксперименты с наркотиками, «протащили» The Beatles (в поздний период творчества), Pink Floyd, The Who, The Rolling Stones, Cream, The Animals, The Yardbirds, The Moody Blues, The Small Faces, Jimi Hendrix и многие другие. Характерной особенностью психоделики являются различные акустические эффекты, видео-инсталяции и нестандартные гармонии, а также провокационное поведение музыкантов во время концерта. Всё это, вкупе, должно было вызывать у слушателей состояние иррациональной реальности.
Запад – есть Запад! Капитализм! Звукозаписывающие компании быстро нащупали «золотую жилу» в психоделическом роке и… начали колотить бабки на продаже пластинок и организации концертов.
В СССР с исполнением рока (а тем паче психоделического рока) следовало быть очень-очень осторожным. Музыкантов, уличенных в подобном сочинительстве, легко могли упечь в дурку, дабы они не мешали другим гражданам строить коммунизм. Иносказательность текстов – вот, в чем кардинальное отличие отечественной психоделики от, скажем, британской или американской. «Сообщить власти, что они «козлы» - но сделать это так, чтобы поняли все, кроме самой власти» - есть такая старинная русская рок-забава.
Некоторые исследователи наслоений музыкальной истории, почему-то считают пионером русской психоделики БГ и «Аквариум». Ошибочка вышла, товарищи. Родоначальником отечественного психоделического рока был музыкант и композитор Юрий Морозов – в 1973 году он записал магнитоальбом «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», который считается первым русским психоделическим альбомом.
Когда я вознамерился написать сей пост, то столкнулся со скудность информации. Нет, непосредственно про группы и исполнителей инфы много. Дефицит выявился в описании самого термина «психоделический рок». А зачем? Чтобы поймать кайф от музыки – её надо слушать.
Я составил личный топ повесткой психодельщины и выложил его на Завалинке. В него вошли:
Юрий Морозов - «Мой друг пони»
Звуки Му – «Досуги-буги»
Пикник – «Ой, да не вечер»
Воскресенье – «Забытую песню несет ветерок»
АуцЫон – «С Днем Рождения»
Егор Летов – «Электрический пес»
Крематорий – «Безобразная Эльза»
Урфин Джус – «Человек наподобие ветра»
Гражданская Оборона – «Всё идет по плану»
Апрельский Марш – «Женщины У Тротуаров»