Найти тему
Mike Lebedev

«Ехали в трамвае Ильф и Петров». И немножко о ЧМ-1986

Мексиканский чемпионат мира, помимо собственно футбольных радостей, принес мне еще одно удивительное открытие, слушайте.

Есть на свете очень хорошие книжки, которые нужно читать в определенном возрасте. Скажем, браться за Ремарка или братьев Стругацких в возрасте зрелом, если ты не прочел их в период юношеского становления – на мой взгляд, уже бесполезно. Но чаще, разумеется, наоборот: чтобы понять авторов, требуется все-таки какой-то жизненный опыт.

У меня так вышло с Ильфом и Петровым, про которых я с детсадовского возраста слышал, что они, дескать, очень смешно пишут, и как только меня определили в первом классе в районную библиотеку – то одной из первых я схватил «Двенадцать стульев».

Но, в общем – тогда я мало что понял. А главное, где-то внутри себя поставил галочку, что это НЕСМЕШНО. Может, и интересно, но НЕСМЕШНО. Напрасно хвалят. Ну конечно, в семь лет непросто ухватить всю соль и прелесть «...Ипполит Матвеевич не любил своей тещи. Клавдия Ивановна была глупа, и ее преклонный возраст не позволял уже надеяться, что она когда-нибудь поумнеет...», ну вы поняли.

Так я и прожил с «галочкой» несколько лет. И даже кино не смотрел, потому что кино по НЕСМЕШНОЙ книге смотреть бессмысленно, есть масса других интересных занятий.

Пока однажды, аккурат перед очередной трансляцией, ну просто деваться уже было некуда, надо было как-то скоротать время, футбол-то из Мексики поздно начинался – все-таки увидел первую серию «Золотого теленка».

Кому как, а по мне Юрский там прекрасен. Прекраснее даже Ивана Сергеевича Груздева. Настолько прекрасен, что под маской Остапа сперва Груздева я не признал.

Так что, практически даже забыв об очередном матче чемпионата мира – полез на верхнюю полку, где у нас разные старые книжки лежали, и вытащил оттуда «Золотого теленка».

Издание, кстати, было древнее, ну, не с «ерами» и «ятями», конечно, но еще тех времен, когда писали «пловучий». Более того, на 17-й «библиотечной» странице стоял штамп «Тубдиспансер №...»! Но страсть оказалась сильнее страха того, что до меня книжку держали в руках туберкулезники.

А еще – не хватало нескольких заключительных страниц, видно, пациенты на самокрутки их скрутили. Так что в моем личном мире – у Остапа Бендера всё хорошо, он не пытается перейти румынскую границу, а напротив, возвращается в Черноморск, чтобы жениться на Варе Синичкиной... тьфу, на Зосе Синицкой! Ну тоже поняли.

А теперь – полуфинал

25 июня 1986 года. ФРГ – Франция 2:0