Найти в Дзене
ПИК МЕДИА

Как стать архитектурным фотографом

Оглавление

Своим опытом делятся профессионалы российского рынка

Есть мнение, что для успешного старта в профессии каждому архитектурному фотографу нужно обязательно окончить архитектурный институт. Но вряд ли кто-то сможет подтвердить или опровергнуть справедливость этого высказывания лучше самих профессионалов.

Четырёх московских архитектурных фотографов с разным профессиональным и образовательным опытом мы спросили о том, как устроен профессиональный рынок в Москве, что влияет на ценообразование, какая техника и подготовка необходимы для съёмки.

Дмитрий Чебаненко, Николай Рыков, Евгений Евграфов и Даниил Анненков
Дмитрий Чебаненко, Николай Рыков, Евгений Евграфов и Даниил Анненков

Дмитрий — @mitya_chebanenko

Николай — @livejournal

Евгений — @evgrafovphotography

Даниил — @daniel_annenkov

ПРО ПРОФЕССИЮ

1. Как давно вы занимаетесь архитектурной фотографией? Это основной заработок или хобби?


НИКОЛАЙ РЫКОВ
Фотографией я занимаюсь ещё с института. После МАРХИ пять лет я проработал архитектором, а потом понял, что надо менять профессию. И потихоньку стал переползать на архитектурную фотографию. Моим хлебом это является уже лет восемь-девять. Сейчас у нас с моим другом Дмитрием Чистопрудовым своё агентство, где мы занимаемся архитектурной и рекламной фото- и видеосъёмкой.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Первый заказ на съёмку пришёл семь лет назад. Начинал с простых интерьерных съёмок, постепенно заказчики начали просить снять здание снаружи. К тому времени я уже довольно долго занимался пейзажной фотографией и никаких трудностей с этой задачей не испытал. Движение солнца по небу, физика света, погода и время года одинаково влияют на восприятие объектов в среде. И хотя здания имеют неестественную для природы форму, они подчиняются тем же законам.

Фотограф Джулиус Шульман в процессе съёмки Stahl House архитектора Пьера Кёнига. Фото: © J. Paul Getty Trust
Фотограф Джулиус Шульман в процессе съёмки Stahl House архитектора Пьера Кёнига. Фото: © J. Paul Getty Trust

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Профессионально архитектурной фотографией я занимаюсь чуть более года. Началось всё с хобби — мне просто нравилось фотографировать именно архитектуру. Получалось неплохо. Те, кто видел фотографии, давали хорошую обратную связь, и я подумал заняться этим уже всерьёз. Постепенно к архитектурной добавилась интерьерная съёмка, и сейчас это является моим основным занятием и заработком.

Съёмка фермы «Горчичная поляна». Снято на форматную камеру 4×5, пленка Fuji Provia 100. Фото: Евгений Евграфов, архитектор: Erwien Wachter (BDA), 2012 год
Съёмка фермы «Горчичная поляна». Снято на форматную камеру 4×5, пленка Fuji Provia 100. Фото: Евгений Евграфов, архитектор: Erwien Wachter (BDA), 2012 год

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Через два года работы архитектором в крупном проектном институте я понял, что офисная жизнь до пенсии меня не очень устраивает. Поэтому решил совместить давнее увлечение фотографией со второй своей страстью — архитектурой. Первый год моего свободного полёта ушёл на информирование друзей-архитекторов, что я по-прежнему нахожусь в архитектурной среде, но теперь не проектирую, а снимаю. В этот же год начали приходить заказы на съёмку интерьеров и небольших архитектурных объектов.

Сейчас, шесть лет спустя, архитектурная фотография для меня — основной заработок. Я делаю порядка 100–150 съёмок в год и живу на гонорары. Часть моей работы занимает интерьерная фотография, потому что у нас полгода идёт зима, а зимой архитектуру особо не поснимаешь.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Это не основной заработок и не хобби, а одна из моих компетенций. Считаю, что человек может уметь делать совершенно полярные на первый взгляд вещи, которые в итоге формируют его профессиональный подход. Например, основная моя работа арт-директором (и продюсером в прошлом) помогает в организации съёмок — чтобы они проходили гладко и заказчик испытывал наименьший стресс от процесса.

2. Что такое хорошая архитектурная фотография?


НИКОЛАЙ РЫКОВ
Хорошая архитектурная фотография от нехорошей отличается тем же, чем любая другая плохая фотография от хорошей. Лично для меня критерий всегда один: если я готов повесить фотографию на стену, значит, фотография хорошая.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Есть известный список общепризнанных архитектурных фотографов: Джулиус Шульман, Эзра Столлер, Люсьен Эрве, Томас Штрут, Иван Бан. Опираясь на их опыт, можно понять, к чему стремиться в этой области.

Хороший снимок складывается из удачной композиции, технического совершенства, эстетического, социального аспекта и выполненной задачи. Если эти составляющие соединились в одной точке, то это хорошая фотография.

Stahl House (CSH #22) считается одним из самых красивых зданий Лос-Анджелеса. Фото: © Julius Shulman / J. Paul Getty Trust; архитектор: Пьер Кёниг
Stahl House (CSH #22) считается одним из самых красивых зданий Лос-Анджелеса. Фото: © Julius Shulman / J. Paul Getty Trust; архитектор: Пьер Кёниг

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Хорошая архитектурная фотография должна быть не только красивой, правильной с точки зрения композиции и цветокоррекции, но ещё и информативной и реалистичной. Часто фотографы сильно увлекаются постобработкой и грешат непонятными, очень детальными ракурсами. Всё-таки человек, смотрящий на фотографию, должен представить, как здание выглядит вживую.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
У хорошей архитектурной фотографии три составляющие: первая — она технически правильно выполнена, вторая — она даёт зрителю максимальное представление о здании и его масштабе, и третья — у автора снимка есть свой почерк, который выделяет его на фоне других фотографов. Если фотография вышеперечисленными качествами не обладает, то, скорее всего, её можно отнести к разряду «тех, что не очень».

ВДОХНОВЕНИЕ И ПОДГОТОВКА

3. Как фотографы готовятся к архитектурной съёмке?

Часто в качестве референса для съёмки дают архвизы и рендеры (верхний кадр). Нижний кадр — итоговая съёмка.  Фото: Евгений Евграфов
Часто в качестве референса для съёмки дают архвизы и рендеры (верхний кадр). Нижний кадр — итоговая съёмка. Фото: Евгений Евграфов

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Всё начинается с локейшн-скаутинга. Представитель заказчика и рабочая группа из фотографа и архитектора встречаются на объекте и обсуждают план съёмки. На встрече нужно определить ракурсы и все переменные, которые могут помешать. Например, может понадобиться огородить часть парковки от машин, убрать какие-то конструкции на время, запросить разрешение у соседнего здания для доступа фотографу, предупредить всю охрану. Во время скаутинга фотограф делает тестовые снимки, на которые в дальнейшем ориентируются участники процесса. Тесты помогают распланировать световой день и дают понимание, когда и какой кадр следует снимать.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Желательно перед съёмкой побеседовать с архитектором, посмотреть планы и чертежи здания и вообще понять, что архитектор хотел показать объёмно-планировочным решением, чтобы в дальнейшем перенести это на фотографию. Архитектура — это достаточно сложносочинённая вещь, порой не всегда каким-то одним кадром можно передать идею всего здания. При съёмке высотного здания важно показать его в масштабе города. Также немаловажным считаю сделать снимки здания и в вечернее время, потому что это совершенно другая картинка по настроению.
В вечерней съёмке работает правило «голубого часа» — когда солнце уже зашло, но небо ещё синее. В это время получается показать подсветку здания и все искусственные источники света — они ещё не пересвечены.

Технопарк «Сколково», снятый с одного и того же ракурса, в разное время суток. В дневное время видно, насколько здание функционально и хорошо вписывается в окружающую среду, тогда как на закате («голубой час») акцент смещается на его футуристичность за счёт освещения. Фото: Дмитрий Чабаненко, архитекторы: Valode & Pistre Architectes
Технопарк «Сколково», снятый с одного и того же ракурса, в разное время суток. В дневное время видно, насколько здание функционально и хорошо вписывается в окружающую среду, тогда как на закате («голубой час») акцент смещается на его футуристичность за счёт освещения. Фото: Дмитрий Чабаненко, архитекторы: Valode & Pistre Architectes


НИКОЛАЙ РЫКОВ
Освещение задаёт определённое настроение снимку, поэтому нужно заранее посмотреть прогноз и решить, что нужно для съёмки объекта: это может быть пасмурная погода, небольшая облачность или напротив — большая, но с солнечными просветами.

PhotoPills

-8

Самое популярное приложение-помощник для фотографов, снимающих природу или архитектуру. Можно посмотреть движение солнца не только по карте, но и на месте через AR.

App Store, Google Play


ДАНИИЛ АННЕНКОВ
В большинстве случаев здания фотографируют при солнечном свете либо на закате. Для съёмки в солнечную погоду нужно понять, как солнце освещает разные стороны здания, и в зависимости от этого выбрать время съёмки.

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Расположение света помогает накидать себе базовый съёмочный график: с 9 до 12 снимаем южные фасады, с 12 до 13 — северный фасад. Через мобильное приложение смотрю, когда в нужную точку попадёт солнце, и до минуты знаю, когда начинать съёмку, чтобы свет был идеальным. Современные технологии помогают фотографам.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Архитектурная фотография — это всегда история про подготовку. Конечно, импровизация на месте может быть, но лично в моей практике она минимальна: можно снять какую-то интересную деталь, которую не заприметил на стадии подготовки к съёмке, либо какой-то ракурс. Иногда фотографу может повезти, и у него в сцене произойдёт интересное взаимодействие людей с архитектурой, красиво проедет велосипедист или пройдёт пешеход — такие моменты спрогнозировать очень сложно. Но они оживляют фотографию.

4. Сколько времени уходит на съёмку одного объекта?


ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Несложный архитектурный объект — небольшой павильон — можно снять за один день, а крупные сооружения можно снимать три-четыре дня.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Интерьерная съёмка занимает день (12–14 часов), а вот с архитектурными объектами бывают исключения. Например, на съёмку парка «Зарядье» ушло два полных дня и один вечер, поскольку необходимые кадры находились в разных точках парка, и невозможно было оказаться в них одновременно.

-9
-10
Парк «Зарядье». Фото: Евгений Евграфов, архитекторы: Diller Scofidio + Renfro
Парк «Зарядье». Фото: Евгений Евграфов, архитекторы: Diller Scofidio + Renfro

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
На время ещё оказывает влияние погода. Иногда бывает, что нужно от рассвета до заката провести время со зданием.

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Обычно я снимаю всё за один день, от рассвета до заката, максимум — за два, если объект большой. Но если есть задача снять объект в разное время года, съёмка может длиться очень долго.

МОДА

5. Есть ли понятие моды в архитектурной фотографии?

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
По моему мнению, архитектурная фотография с середины XX века кардинальных изменений в визуальном плане не претерпела. Технологии развились, большинство фотографов перешло на цифровую фотографию, но сам характер подачи архитектуры на фото сильно не поменялся. Я бы не стал говорить здесь о моде.

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Мода, наверное, не самое лучшее слово, но, тем не менее, иногда смотришь на съёмку здания, которое было построено пять-десять лет назад, и понимаешь, что тот же самый фотограф сейчас сфотографировал бы это лучше, потому что он прогрессирует, да и техника тоже не стоит на месте.

-12
-13
Журнал Interni, выпускавшийся в 2007–2009 годы. Издатель и главный редактор — Олег Дьяченко, зам. главного редактора — Ольга Косырева, креативный директор — Дима Барбанель. На разворотах работы фотографов: Harry Gruyaert, Martine Franck, Cristobal Palma
Журнал Interni, выпускавшийся в 2007–2009 годы. Издатель и главный редактор — Олег Дьяченко, зам. главного редактора — Ольга Косырева, креативный директор — Дима Барбанель. На разворотах работы фотографов: Harry Gruyaert, Martine Franck, Cristobal Palma

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Съёмка пятилетней давности выглядит примерно так же, как и сейчас, за это время камеры технически не сильно поменялись, да и общие тенденции архитектуры не так динамичны. Поэтому по отношению к съёмке стоит использовать не понятия модно — не модно, а профессиональная — непрофессиональная; это же всё-таки не вещь, а здание, которое будет стоять ещё десятки и, возможно, сотни лет.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Сейчас стоит другой вопрос: нужен ли вообще архитектурный фотограф как творческая единица? Будут ли архитекторы в дальнейшем заказывать профессиональные съёмки у фотографов? Допустим, двадцать лет назад архитектурный фотограф работал в соавторстве с архитектором: архитектор отвечал за восприятие человеком здания в материальной среде, а фотограф работал с медиа — он отвечал за то, как здание будет выглядеть в печати и в мировом пространстве в целом. Тогда одна профессиональная съёмка могла быть единственным изображением этого здания.

Ресурсы с крутыми архитектурными съёмками
∙•● Archdaily
∙•●
Dezeen
∙•●
Architecture Hunter
∙•●
designboom
∙•●
dwell
∙•●
AD

Сейчас можно просто сделать выборку наиболее красивых фотографий своего объекта из соцсетей, подписать авторов и этим ограничиться. Зачастую даже профессиональные съёмки, которые заказываются архитектором у фотографа, на фоне тысячи других фотографий этого здания просто теряются. И при всём желании не всегда можно найти ту самую качественную съёмку, именно того фотографа.

СТОИМОСТЬ

6. Как оплачивается работа? По часам или по кадрам?

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Я оцениваю только своё время, знаю, сколько стоит мой съёмочный день.

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Время — основной фактор, который влияет на цену. Причём как время, которое тратится непосредственно на съёмку, так и в принципе время, которое есть у фотографа. При большом количестве заказов уже нет физической возможности выполнить все, и при повышении цены идёт какой-то отсев.

Особняк Владислава Доронина. Фото: Николай Рыков, архитектор: Заха Хадид
Особняк Владислава Доронина. Фото: Николай Рыков, архитектор: Заха Хадид
Концертный зал «Барвиха Luxury Village». Фото: Даниил Анненков, архитекторы: «Меганом»
Концертный зал «Барвиха Luxury Village». Фото: Даниил Анненков, архитекторы: «Меганом»
Жилой квартал Vander Park. Фото: Даниил Анненков, архитектор: Перо Пульиз
Жилой квартал Vander Park. Фото: Даниил Анненков, архитектор: Перо Пульиз

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Два основных вопроса, которые влияют на стоимость, — какого размера объект и сколько съёмочных дней. Для большого объекта в съёмочный день закладываются не только сами дни съёмки, но и все расходы, связанные с проектом: количество ретуши, износ оборудования, транспортные расходы. Даже еду надо заложить или ассистента, если понадобится таскать какую-нибудь лестницу.

Количество кадров не влияет на стоимость, обычно рассчитываю, что получится примерно 100 кадров для первичной выборки, а финальных выйдет 15–20.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
У меня нет разделения, сколько часов и дней я отработал, я беру оплату за снятый объект.

Цена формируется в диалоге с архитектором, где он излагает свои ожидания от конечной серии фотографий: наружная ли это съёмка или нужен ещё и интерьер. Изначально я предлагаю полный пакет фотографий: дневные, вечерние, интерьеры. Но иногда заказчик просит сделать только дневную съёмку объекта. На мой взгляд, это не совсем правильно, но я иду навстречу, и это тоже влияет на стоимость.

7. Что ещё влияет на цену?


ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Дальнейшее использование съёмки. Небольшая съёмка для знакомого архитектора будет стоить значительно дешевле. Потому что, во-первых, ты оказываешь дружескую услугу, а во-вторых, делаешь ставку на ваше общее развитие в процессе работы.

Другое дело, когда заказывается съёмка бизнес-центра, и основная её задача — поддержка аренды и продажи. В итоге будет заработано много денег, как за коммерческую съёмку.

Есть ещё один фактор, влияющий на цену, — полное отчуждение прав. В этом случае ты не можешь нигде и никогда показывать съёмку, тебя не указывают как фотографа, как следствие — новые клиенты не приходят. С полным отчуждением прав съёмка может стоить в два-три раза дороже, дабы компенсировать упущенную выгоду.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Отдельным пунктом можно выделить работу с иностранным бюро. Там бюджеты чуть-чуть повыше, потому что европейский заказчик привык к бóльшим гонорарам за съёмки и готов их платить. При работе с иностранными бюро стоит учитывать дополнительные налоги, комиссии за работу валютного контроля банка. Здесь ценник смело можно увеличивать процентов на двадцать.

Музей Tate Modern. Фото: Дмитрий Чебаненко, архитекторы: Herzog & de Meuron
Музей Tate Modern. Фото: Дмитрий Чебаненко, архитекторы: Herzog & de Meuron

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Я бы ещё отметил материально-техническую базу для улучшения качества фотографий: нужно своевременно обновлять и дополнять свой парк техники и необходимого оборудования.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Собственное эго фотографа тут мало присутствует, это хоть и микрорынок в России, но всё-таки рынок, и конкуренция есть. И если ты будешь слишком сильно загибать цены, то велика вероятность, что просто наймут фотографа с более адекватным ценником. Поэтому цены, мне кажется, у всех плюс-минус одинаковые.

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Любая съёмка стоит столько, сколько за неё могут заплатить. Ты не будешь выставлять цену ниже, если можешь заработать больше. Заказчик ставит перед нами съёмочную задачу, а мы уже говорим, сколько будет стоить решение.

ТЕХНИКА

8. На какую технику снимаете?

-19

Что в сумке архитектурного фотографа:
1.
Камера Hasselbald с объективом 80 мм;
2.Объектив 28 мм;
3.Объектив 50 мм;
4.Спусковой тросик;
5.Запасной аккумулятор для Hasselblad;
6.Зарядное устройство;
7.Штатив высотой 160—180 см;
8.Камера Sony a7;
9.Поляризационные и ND фильтры;
10.Универсальный powerbank для подключения камер;
11.Горка карточек CF и SD;
12.Кардридер;
13.Чистящий набор Zeiss;
14.Аккумуляторы для Sony a7.

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Я снимаю на полнокадровую зеркальную камеру. Хотя сейчас набирают популярность и беззеркальные системы, и карданные камеры, которые также широко используются для архитектурной и интерьерной съёмки.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
У меня в комплекте, помимо камеры Canon 5DS, три объектива — это 17- и 24-миллиметровые шифт-объективы, а также универсальный зум 24–105 мм. Также в моём арсенале лёгкий карбоновый штатив, потому что он сильно легче стального.

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Я снимаю на всё: это и полноформатные Canon, и крошечные Panasonic с маленькими линзами. Современное оборудование позволяет снимать более лёгким «железом» при достаточном качестве, поэтому по возможности я стараюсь снимать на что-нибудь маленькое.

Брекетинг/эксповилка(bracketing)
Серия снимков с различными значениями экспозиции для дальнейшего восстановления информации в светах и тенях. Обычно делают три или пять снимков с шагом 2EV.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
В какой-то момент мне стало недостаточно качества и пластики у Canon, поэтому я перешёл на среднеформатные камеры. Сейчас использую систему Hasselblad H и в качестве бэкапа Sony a7 с тилт-шифт-объективами.

Выбор бренда не играет особой роли, важно, чтобы фотограф сам понимал, как он потом будет использовать информацию, заложенную в RAW-файле, и учитывал все особенности выбранной матрицы. Какой брекетинг сделать, чтобы компенсировать недостаточность информации в светах и тенях, как потом обработать, чтобы снимок стал интересным.

9. Что из арсенала обязательно пригодится на съемке?


Тилт-шифт объектив Canon TS-E 24 mm f/3.5L II — арсенальный минимум по версии Дмитрия Чебаненко
Тилт-шифт объектив Canon TS-E 24 mm f/3.5L II — арсенальный минимум по версии Дмитрия Чебаненко

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
За годы практики я для себя сформировал минимально необходимый комплект для комфортной съёмки: камера, штатив и три объектива. Но могу обойтись одним тилт-шифт объективом на 24 мм и камерой.

24 мм — это максимальный широкоугольный объектив, который можно использовать в интерьерной съёмке. Более широкие объективы начинают достаточно сильно искажать пространство. 17-миллиметровый объектив хоть и есть у меня в арсенале, но использую я его крайне редко, в основном на фронтальных ракурсах, где не так видны перспективные искажения. В целом, 24 мм — это классика в архитектурной фотографии, можно обойтись только им.

Примеры фотографий, сделанные без тилт-шифт объектива и с ним. Если на фотографиях начертить линии, повторяющие вертикали, то становится видно, насколько сильны перспективные искажения на первом снимке. На втором снимке у тилт-шифт объектива передний стандарт поднят вверх, а матрица остается параллельна плоскости здания. Благодаря этому вертикальные линии остаются вертикальными.
Примеры фотографий, сделанные без тилт-шифт объектива и с ним. Если на фотографиях начертить линии, повторяющие вертикали, то становится видно, насколько сильны перспективные искажения на первом снимке. На втором снимке у тилт-шифт объектива передний стандарт поднят вверх, а матрица остается параллельна плоскости здания. Благодаря этому вертикальные линии остаются вертикальными.

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Для съёмки нужен штатив, особенно если она идёт ночью или в сумерках. Штатив помогает стабилизировать изображение, без него должного качества не добиться.

Поляризационный фильтр
Задерживает отражённый или падающий свет от объектов.

ND фильтры (Neutral-density)
С затемнённым стеклом различной плотности, — увеличивают время экспозиции в несколько раз.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ

Иногда для архитектурной съёмки пригодятся поляризационные фильтры. Это случай, если у здания большая стеклянная поверхность, и она не очень удачно бликует. С помощью поляризационного фильтра можно увеличить контраст и убрать это отражение. Ещё может пригодиться ND фильтр, чтобы за счёт длинной выдержки убирать машины и людей, делать облака более динамичными.

НИКОЛАЙ РЫКОВ

Сейчас для съёмок обязательно используются дроны, и на съёмке очень сильно пригодится вдохновение. Остальное не обязательно.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ

В интерьерной съёмке всё немного иначе, поскольку появляется съёмочная группа, для которой нужны ноутбук и айпад, чтобы сразу смотреть получаемые кадры. Пригодится большой отражатель, часто ещё беру киносвет (тёплый или холодный).

10. Какую постобработку проходят фотографии?

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Обычно это Lightroom, иногда Photoshop.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Нахожу для конкретного объекта интересную стилистику, правлю кривые, насыщенность отдельных оттенков, обязательно правлю вертикали, где это необходимо, потом совмещаю кадры из эксповилки — беру окно с информацией из одного кадра, а тень восстанавливаю из другого. Иногда затираю мелкие предметы, которые отвлекают взгляд, — всякую грязь, провода и розетки.

Пример брекетинга (эксповилки), состоящего из трёх кадров. Левый кадр снят со значением –2EV, из него берётся небо и через маску вставляется в средний кадр, снятый с базовой экспозицией 0EV. Правый кадр снят со значением +2EV — здесь светлые тени, которые имеют лучшую проработку и меньшее количество шума, нежели в среднем кадре.
Пример брекетинга (эксповилки), состоящего из трёх кадров. Левый кадр снят со значением –2EV, из него берётся небо и через маску вставляется в средний кадр, снятый с базовой экспозицией 0EV. Правый кадр снят со значением +2EV — здесь светлые тени, которые имеют лучшую проработку и меньшее количество шума, нежели в среднем кадре.
Финальный кадр после обработки и совмещения трёх экспозиций. Фото: Дмитрий Чебаненко, архитектор: Алексей Николашин (SL project)
Финальный кадр после обработки и совмещения трёх экспозиций. Фото: Дмитрий Чебаненко, архитектор: Алексей Николашин (SL project)

Я не сильно обрабатываю свои фотографии: делаю базовую цветокоррекцию, настраиваю контрастность, чуть-чуть вытягиваю тени, исправляю детали в цветах, выравниваю вертикали. Иногда применяю небольшое кадрирование, ну и в финале — шарпинг (sharping), добавляю картинке резкости. Сохраняю это всё в 16-битном TIFF, если этого требует заказчик, но чаще всего — это обычный JPG.

TIFF 16 bit (.tif) Универсальный формат хранения изображения без потери качества. 16 бит содержит в 256 больше градаций каждого цветового канала, нежели 8 бит.

ДАНИИЛ АННЕНКОВ
Безусловно, это исправление перспективы и других искажений. Что касается светокоррекций и цветокоррекций, то я придерживаюсь реалистичности, не стремлюсь, чтобы фотография была похожа на рендер.

Рендер (render) Визуализация трёхмерной сцены здания или интерьера. V-ray и Corona — самые популярные движки для рендера архвизов.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
У каждого фотографа есть предпочтения или представления о пластике изображения. Я привык к плёнке, поэтому иногда чуть-чуть накидываю профили Kodak, чтобы сбить цифровой привкус.

11. У вас есть любимые универсальные пресеты?

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Конечно. Как правило, они имитируют цветовой баланс определённых видов плёнки.

ДМИТРИЙ ЧЕБАНЕНКО
Я не фанат пакетных функций обработки фотографий. Чаще всего пресет — это достаточно агрессивная обработка, которая может быть хороша для рекламной или жанровой фотографии, но не для архитектурной. Всё-таки каждая серия снимков уникальна по свету и цвету. Поэтому пресеты я никогда не использую и цвет всегда делаю сам на глаз для каждой съёмки.

Пресет (pre-set) Настройки программы, сохранённые для их повторного использования. В данном случае — настройки инструментов в Lightroom.

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Любимых пресетов нет, и, скорее всего, их не может быть, потому что всегда совершенно разные условия съёмки: что один раз сработало на одном объекте, не сработает на другом. Конечно, я сохраняю в Lightroom готовые пресеты с разных кадров, но, как показывает практика, они просто не работают — накидываешь, думаешь: «Ерунда какая-то» — и нажимаешь Command+Z.

ПРО ПУБЛИКАЦИЮ

12. Как решается вопрос авторского права?


НИКОЛАЙ РЫКОВ
Всё достаточно просто: подписывается договор о передаче прав. Они могут быть либо исключительными, либо неисключительными — это уже в зависимости от того, как хочет заказчик и сколько он за это платит. При неисключительных правах клиент может использовать фотографии в течение года, 10 лет или бессрочно, но при этом все права принадлежат фотографу: он может продать фотографию или опубликовать в портфолио.

-24
-25

ЕВГЕНИЙ ЕВГРАФОВ
Если съёмку заказывает конкретное издание — это их уникальный контент, и ты не имеешь права до публикации показывать съёмку в своём портфолио. С момента съёмки до публикации бывает проходит год или больше.

Самый жёсткий вариант — когда по договору запрещено упоминание фотографа. Так бывает, когда заказ приходит от какого-нибудь агентства. В этом случае ты являешься подрядчиком, имя которого обычно не раскрывается.

НИКОЛАЙ РЫКОВ
Если сам фотограф обязан удалить фотографии со своего компьютера и не использовать их больше нигде, в том числе в своём портфолио, — это означает, что исключительные права у заказчика. За исключительные права клиент платит больше.

Авторские права определяются на этапе договора: определили объём прав, которые получает клиент, какие права остаются за фотографом или за агентством, подписали договор. Клиент всё оплатил. Никаких подводных камней тут нет.

КРАТКО

ПОДГОТОВКА

  • Архитектурная съёмка требует обязательной подготовки
  • Погода — главный фактор, который влияет на график съёмки

МОДА

  • В архитектурной фотографии не существует понятия моды, существует профессионализм фотографа

ДЕНЬГИ

  • На оплату влияют измеримые и объективные факторы, а не эго фотографа
  • Авторское право обсуждается на берегу и влияет на стоимость съёмки

ТЕХНИКА

  • Бренд техники вторичен, главное — понимание фотографом того, как с ней работать

ПРОФЕССИЯ

  • Хобби может перерасти в профессию
  • Необязательно быть архитектором, чтобы фотографировать архитектуру

Текст:
Арина Кистанова

Фото на обложке:
Евгений Евграфов

Источник:
ПИК Медиа