Найти в Дзене
Спорные мысли

Сталин-1941: проблема попаданца-2

Первая часть
Краткое изложение предыдущей серии: основные проблемы Красной армии на 22 июня 1941 года - (1) незавершенное развертывание, (2) скверное состояние военной техники, и (3) безобразная организация.
Сталин и Ворошилов. Фото с сайта ru.delfi.lt
Сталин и Ворошилов. Фото с сайта ru.delfi.lt

Ну вот, мы на приеме у Сталина. Что мы ему предложим?

За неделю до начала войны - ничего. Ну, то есть, конечно, расскажем про точную дату, потребуем вывести войска в районы прикрытия госграницы... И, наверное, и все. Провести мобилизацию недостающих специалистов? безнадежно: собирать их придется по всей стране, потом сортировать и доставлять к месту службы - две-три недели на это надо минимум. Ну, может быть, получится слегка уменьшить дефицит грузовиков, тракторов, водителей и механиков, призвав соответствующих людей и технику прямо в местах дислокации войск. Доукомплектовать дивизии до штата личным составом - разве что рядовыми, с сержантами и командирами проблема та же, что и со специалистами.

Вывести войска на позиции у границы... Достаточно сомнительно. Думаю, в реальной истории Сталин не раз и не два обдумывал, не пора ли вывести солдат из казарм. И каждый раз отказывался от этой мысли. Во-первых, потому что такой вывод будет непременно замечен немцами, и может спровоцировать их на более раннее нападение - а, что ни говори, основной лейтмотив нашей политики в 1941 году, это "оттянуть момент начала войны". Во-вторых, ну вывели мы войска. Сидят они в окопах, ночуют, в основном, в палатках, а многие и просто под открытым небом. Сколько так можно держать людей? два, три дня? неделю? две? Уже к концу первой недели пойдут выбывшие по болезням, за месяц таких будет уже немало. Получается, без знания точной даты начала войны выводить войска из казарм - очень сомнительное решение.

По тем же причинам занять войсками укрепрайоны - тоже достаточно сложное решение. Абсолютно большая часть сооружений укрепрайонов слабо пригодна для жилья, несмотря на потраченные миллионы и годы. Занять их можно, но сколько времени в них смогут находиться гарнизоны без последствий для здоровья? а если на эти, конкретные, укрепрайоны, удар немцев так и не придется?

Что еще можно сделать, чтобы уменьшить отставание в развертывании? да почти ничего. Если быть точно уверенным в направлениях главных ударов, или - хотя бы - в расположении главных ударных группировок немцев, можно попробовать переориентировать противостоящие войска на упорную оборону. Но ни переформирование, ни реорганизацию имеющихся группировок - армий - под задачи обороны предпринимать уже поздно, это только усилит хаос. Обороняться придется в тех же группировках и теми же силами, что и в реальной истории.

Меры против диверсантов, по организации связи? они и так были проведены. Ну, чуть-чуть раньше, чуть-чуть меньше проблем в первые часы и дни - может быть. Это же относится к запланированным к подрыву мостам: возможно, немцам удалось бы захватить чуть меньшее их количество. Все равно план "Барбаросса" предусматривал адекватное обеспечение наступающих группировок понтонными средствами.

Так что за неделю до нападения пытаться исправить ошибки предыдущего полугодия - уже поздно.

Можно ли исправить ситуацию с техникой? до некоторой степени. Можно в категорической форме потребовать провести необходимый малый ремонт, а под проведение среднего ремонта дать добро на "каннибализм" - использование деталей одной из машин для ремонта двух-трех менее изношенных. Может быть, за неделю удалось бы довести долю полностью боеготовой техники до 45-50% - это более чем двукратное увеличение реально доступной для использования техники. Так что эту, вторую, проблему можно было бы очень существенно ослабить. Даже за неделю.

Третья проблема - бардак. Тут... всё очень плохо. Сложно рассчитывать на резкое улучшение деловых качеств совслужащих, если от них годами, под страхом смерти, требовали твердить, что всё хорошо, и не предпринимать ничего для улучшения реального состояния дел. И даже просто сообщать о реальном положении было чревато, вплоть до расстрела.

Пожалуй, экстраординарные меры могли бы слегка исправить ситуацию. Прежде всего, введение личной ответственности интендантов за обеспечение частей и подразделений. Снятие этой ответственности с командиров, и очень жесткое требование - вплоть до трибунала - полноценного снабжения с интендантов. За неделю, при контроле НКВД/НКГБ... ну, чуть-чуть стало бы лучше. По крайней мере, можно рассчитывать на наличие боеприпасов и горючего у _всех_ нуждающихся в них частей - чего в реальной истории, уж извините, не было.

Продолжение следует...