Описывая тяжёлый танк КВ с опорой на отечественную историографию, можно выделить ряд таких качеств как: мощь, броня, а также неспешность и неповоротливость. Появлению этой боевой машины способствовал конец эпохи советских тяжёлых многобашенных танков и естественная необходимость заменить устаревшие «фанерные» лёгкие танки Т-26 и БТ.
Танк КВ получил боевое крещение в Финляндии, став полной неожиданностью для финнов. Летом 1941-го года, КВ считался очень мощным танком не только на советско-германском фронте, но и во всём мире. Одними из первых героев-танкистов Великой Отечественной войны стали экипажи КВ. Пожалуй, самым знаменитым из них является экипаж Зиновия Григорьевича Колобанова, который в одном бою подбил 22 танка противника.
КВ имел множество модификаций, воплощённых, как в металле, так и в виде проектов. Тем не менее, в 1942 году эту боевую машину сняли с производства и вместо неё появились другие тяжёлые танки. Однако они тоже ушли в тень, отдав первенство Т-34. Ответ на вопрос, почему танк КВ стал ненужным Красной армии, автор статьи постарается найти в характеристиках самой боевой машины.
КВ стал продолжением развития тяжёлых танков прорыва Т-100 и СМК. Началу появления полевой артиллерии на поле боя послужила необходимость иметь на вооружении танки с противоснарядным бронированием, поскольку как показали бои в Испании, лёгкие танки уже не были способны отражать снаряды полевых пушек калибра 37 миллиметров. В соответствии с постановлением «О системе танкового вооружения» в Ленинграде началась разработка новых боевых машин с противоснарядным бронированием. Не отходя от идеи многобашенности, разрабатывались тяжёлые танки СМК и Т-100, имеющие две башни и 60 миллиметров во лбу. Однако параллельно шла также разработка и однобашенного варианта. В угоду огневой мощи, была увеличена толщина брони танка. КВ стал редким исключением, когда к моменту принятия на вооружение, танк уже был испытан на фронте в боевых условиях, положительно зарекомендовав себя в плане бронирования.
Бронирование КВ было рекордным для своего времени, 75 миллиметров корпуса и башни во лбу, бортах и корме оказались не по зубам 37 миллиметровым пушкам, главным аргументом против танка КВ стала крупнокалиберная артиллерия и знаменитые 88 миллиметровые зенитные орудия Flak 36.
Не уступало и вооружение, изначально на танк установили пушку калибром 76 миллиметров Л-11, сопоставимую по бронепробитию 45 миллиметровой 20к, которая ставилась на Т-26 и БТ. В 1941 году Л-11 заменили на ЗиС-5, что увеличило бронепробитие и позволяло пробить броню любого танка. Подобная пушка устанавливалась и на Т-34, оставаясь актуальной для борьбы с танками противника вплоть до появления Тигров и Пантер.
Остановимся подробнее на ходовых характеристиках. Вместо уже привычной блокированной подвески у Т-100, СМК и КВ появился новый тип — торсионный, что позволило увеличить массу танка. Ширина гусениц составляла 700 миллиметров, это улучшило проходимость боевой машины, чего так не хватало в зимних условиях Советско-Финской войны. Танк получил 12-ти цилиндровый двигатель В-2К мощностью 500 лошадиных сил. В совокупности с массой в 48 тонн, двигатель имел 10 лошадиных сил на тонну и позволял разогнать танк до 34 км/ч. Однако такую скорость приходилось видеть редко, в основном КВ шёл вместе с пехотой (3–5 км/ч) или на марше (до 20 км/ч).
Захар Карпович Слюсаренко вспоминал:
«Танки КВ были очень сильными машинами, а вот скорости и поворотливости им явно не хватало. Выжимаем из них всё, чтобы скорее пересечь открытое поле, нырнуть к Радзехуву, откуда бьют пушки».
Ложку дёгтя добавлял и Михаил Ефимович Катуков, упоминая во время личной беседы со Сталиным что:
«Тяжелые танки КВ фронтовики недолюбливают из-за того, что они неповоротливы, с трудом преодолевают препятствия, и пушка у них слабоватая».
Что касается пушки, то тут Михаил Ефимович явно увлёкся, поскольку у танков КВ и Т-34 устанавливали одинаковую модель. Однако вполне вероятно, что Катукову достался КВ с пушкой Л-11, а Т-34 с Ф-34.
Отдельно стоит сказать и об экипаже боевой машины, предыдущий опыт продемонстрировал конструкторам, что количество членов экипажа значительно важнее, чем число орудий и пулемётов. Экипаж танка КВ состоял из 5 человек и каждый из них был занят своим делом и имел свои обязанности. Так, водитель отвечал за движение танка, стрелок-радист вёл огонь из пулемёта и поддерживал связь, наводчик отвечал за наводку орудия, а заряжающий заряжал. Командир отныне освобождался от должности наводчика и заряжающего и мог сосредоточиться непосредственно на поле боя и управлении танком. Однако панорамный перископ, хоть и был модифицирован, всё ещё не давал возможность следить за полем боя, находясь постоянно в танке, а отсутствие обзора в 360 градусов, сказывалось на слабости машины при обходе с флангов.
Увеличение количества членов экипажа не могло не сказаться и на отрицательных качествах, поскольку создание новых соединений способствовало расформированию старых, а значит бывшим братским экипажам, прошедшим вместе академию и войну, приходилось принимать в свои ряды новых членов экипажа. Да и адаптация к новой боевой машине проходила не быстро.
Как итог, на фронтах Великой Отечественной войны, КВ стал неприятным сюрпризом для немецких танкистов, однако медленные и неповоротливые машины, действующие отдельно от пехоты, оказались очень легко уязвимы при окружении и заходе с флангов.
Дочитывая статью и подписываясь на канал, Вы помогаете автору. Так же если статья понравилась, жмите большие пальцы вверх. Если же возникли вопросы или замечания, то пишите комментарии!